Воздушная гимнастика на полотнах (фото). Воздушная гимнастика на полотнах Зачем нужны занятия на воздушных полотнах

Сценарий тематической беседы для учащихся начальной школы «Поговорим о воздушных гимнастах».


Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №9, г. Ульяновск.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию тематическую беседу с учащимися начальных классов о воздушных гимнастах. Материал входит в цикл бесед «Профессия - Артист цирка». Беседы из данного цикла можно использовать, как на внеклассных мероприятиях и занятиях для школьников, так и на классных часах. Данный материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня, воспитателям детских садов, воспитателям детских оздоровительных лагерей и санаториев при проведении мероприятий. Тематическая беседа ориентирована на учащихся младшего школьного возраста, возможно на дошкольников подготовительных групп.
Цель: знакомство с профессией воздушный гимнаст.
Задачи:
- уточнить знания детей о воздушных гимнастах;
- расширять кругозор младших школьников;
- развивать познавательный интерес и творческие способности детей;
- воспитывать уважение к артистам, выступающим в цирке.

Ход мероприятия

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня мы с Вами отправляемся в цирк!
(Просмотр видеосюжета, начало циркового представления).
Учитель: В цирке огромное множество разнообразных артистов. Для всех, кто выбрал своей профессией служение цирковому искусству, - это жизнь, а не просто место работы. Артисты цирка - народ кочевой, находятся в бесконечных разъездах. Труд любого артиста цирка - тайна для зрителя. Настоящие профессионалы работают легко, непринужденно и весело. Хотя цирковое искусство и живёт традициями, артист пребывает в постоянном поиске новых идей и технических возможностей, новых трюков и сюжетов. Зрителей требуется восхищать, удивлять и покорять. Не только физическое, но и творческое развитие - вот основные задачи артиста цирка.
Звучит песня в исполнении Витаса «Цирк».
Учитель: Предлагаю разгадать загадку, и узнать, о каком артисте цирка сегодня пойдёт речь.
Летает, но не птица.
Высоты не боится.
Под куполом вращается,
На землю возвращается.
(Воздушный гимнаст.)
(На доске появляется фотография воздушных гимнастов).


Учитель: Пожалуй, самое яркое воспоминание у большинства людей - поход в цирк, а самый красивый, животрепещущий номер - выступление воздушных гимнастов. Прекрасные, словно лебеди, не подвластные земному притяжению, их тело послушно и грациозно выполняет упражнения в воздухе, на лентах, кольцах, опускаясь вверх и вниз.


Учитель: А знаете ли Вы, ребята, когда и где появились первые гимнасты? И ещё много интересного о воздушных гимнастах узнаем из презентации.

Примерный текст:
Гимнастика - жанр циркового искусства. Включает в себя демонстрацию упражнений на специальных снарядах и аппаратах. Элементы гимнастики входили в систему физического воспитания ещё в глубокой древности в Китае, в Египте, в Персии.


Учитель: Само слово «гимнастика» имеет греческое происхождение и обозначает тренировку в обнаженном виде. Особенное развитие гимнастика получила именно в Древней Греции, где существовали специальные гимназии, в которых под наблюдением опытного педагога-гимнаста занимались гимнастикой с самого раннего возраста. Перед началом занятий обязательно снимали одежду. Крутили сальто на натянутом канате, держась только ногами, вниз головой стреляли по мишеням, показывали мастерство на одной или нескольких верёвках, подвешенных к потолку. Выучившись, артисты выступали на праздниках и пиршествах. Затем в номерах появляются колесо на верёвке и корд-де-волан, внутри которого раскручивается гимнаст, а потом резко выпрыгивает и приземляется в центре поля. Корд-де-волан - толстый канат, подвешиваемый горизонтально за оба конца так, что образуется провис, в середине которого артист выполняет упражнения, как на месте, так и в раскачке. Номера подобного жанра с использованием корд-де-волана демонстрировались в средние века бродячими актёрами и являются предшественниками многих воздушно-гимнастических жанров. Таким образом, артисты, осваивая сложные гимнастические снаряды, объездили большинство существовавших стран.


Учитель: Но в средние века популярность гимнастики резко снижается и приходит в упадок. Лишь в 1770-х годах в странах Европы, в первую очередь в Германии, снова обратились к гимнастике. Занятия в гимнастических школах и залах ведутся на изобретённых немецкими и шведскими спортсменами снарядах - параллельных брусьях, турнике, козлах, коне, шведской стенке, гимнастической скамеечке. Кстати, этими дополнительными гимнастическими снарядами пользуются и до сих пор. Таким образом, в 18 веке гимнастов снова ждёт успех. В середине XIX века в Европе занятия спортом, воздушной гимнастикой становятся модными.

Воздушная гимнастка в 19 веке

Учитель: Наиболее способные и подготовленные спортсмены переходят, по примеру Жюля Леотара , из гимнастических залов и военных гимнастических училищ вместе со своими снарядами - турниками, трапециями, кольцами - в цирк, потеснив при этом наездников, наездниц и дрессировщиков лошадей. Это явление носило массовый характер. Мастера, пришедшие из спорта, специализировались на каком-либо одном снаряде и достигали на нём технического совершенства и даже рекордных показателей. Появление в цирке воздушных номеров потребовало переоборудования внутреннего пространства цирковых зданий. В 1852 году в Парижском цирке Наполеона был сооружён первый сферический купол для воздушных гимнастов. 12 ноября 1859 года цирковой артист Жюль Леотар первым в мире продемонстрировал в парижском Цирке Наполеона номер «Перелёт с трапеции на трапецию» .

Жюль Леотар

Учитель: За 12 минут он совершил под куполом цирка 8 простых перелетов между тремя трапециями, подвешенными в ряд на большом расстоянии, а также сальто с одной трапеции на другую. Всему этому сын преподавателя гимнастики научился сам, а самые рискованные упражнения отрабатывал над поверхностью воды в бассейне. Благодаря воздушному номеру Леотара всё пространство цирка до купола было задействовано. Артист завоевал огромную популярность и объездил почти все столицы Европы. Леотар демонстрировал свой номер прусскому принцу Фридриху, русскому царю Александру 2, выступал в Лондоне и Мадриде. Да, это было настоящее событие! С 60-х годов XIX века наиболее романтичный вид воздушной гимнастики - полёт получил большое распространение, благодаря Леотару.

Жюль Леотар

Учитель: В 1900 году во Франции состоялся первый международный конкурс гимнастики , который выявил многих мастеров турника, трапеции, колец, а также сделал талантливых гимнастов знаменитыми на весь мир. В 30-е годы XX века происходит оснащение гимнастических снарядов электромоторами и электролебёдками и декорирование их под самолёты, ракеты, торпеды, семафоры. В середине 40-х годов получили распространение вращающиеся аппараты - "вертушки", при помощи которых стало возможным осуществлять такие зрелищные эффекты, как выхватывание гимнаста гимнастом из водного бассейна или из зрительских рядов. Таким образом, воздушная гимнастика постепенно развивалась. В воздухе гимнасты использовали трапеции, канаты с подвешенными на них снарядами и др.


Учитель: В России гимнастика укоренилась сравнительно поздно. Под командованием полководца Суворова с 1830 года гимнастика стала обязательным предметов в армии и военных гимназиях. В России появляются отдельные кружки. Первый гимнастический кружок образован в Петербурге в 1863 году. В конце 19 века Чехов и Гиляровский организовали небольшое общество, посвященное гимнастике. Гимнасты ставят целые номера, где могут «лететь на дирижабле», «парить в воздухе на крыльях» или висеть под куполом «на самолете или параплане». В начале 20 века огромный скачок происходит в жанре воздушной гимнастики: после введения страховочной сетки появляется возможность качественного усложнения трюков. В воздушной гимнастике появляется «ловитор» - артист, страхующий и ловящий летящих партнеров, и впервые исполняется номер «перекрестный полёт».


Учитель: Бамбук - название циркового гимнастического снаряда и номера, исполняемого воздушными гимнастами на этом снаряде. Снаряд представляет собой металлический шест 4 м. длины и 45-50 мм. в диаметре, подвешенный к самолёту вертикально. Изобретён в Китае или Японии, где шесты делались из бамбука - прочного и эластичного ствола бамбука, издавна служившего на Востоке материалом для циркового реквизита.


Учитель: Номер «Бамбук» зародился в Японии (по другим источникам - в Китае). Основной приём бамбука - «флажок», выполняемый с помощью петли, применяется на туго натянутых мачтах, першах, вертикальном канате. Номера на бамбуке долгое время исполнялись при неподвижном положении снаряда. С тридцатых годов ХХ века бамбук стали прикреплять к аппаратуре, движущейся под куполом по кругу, - торпедам, самолетам, ракетам. В 1930 году Эдер и его помощники демонстрировали гимнастику на коротком бамбуке, подвешенном к одному концу горизонтальной перекладины, установленной на вершине десятиметровой модели Эйфелевой башни. На другом конце перекладины была подвешена модель небольшого самолета. Находившийся в ней ассистент-пилот включал мотор, который приводил в движение всю конструкцию. Б. А. Эдер (1894 – 1970 г. г.) - талантливый цирковой артист. Родился в Батуми. В четырнадцать лет впервые вышел на манеж. Начинал как воздушный гимнаст, его выступления были любимы публикой, создатель и участник воздушно-гимнастического аттракциона «Полёт на аэроплане вокруг Эйфелевой башни» .

Борис Афанасьевич Эдер

Учитель: А теперь, ребята, я попрошу Вас выполнить задание – раскрасить воздушных гимнастов . Работать будем каждый индивидуально.
(Проводится индивидуальная работа с детьми).


Учитель: C уверенностью можно утверждать: сегодня воздушная гимнастика, дающая простор воображению артистов, - один из самых перспективных цирковых жанров. Специфика данного жанра основана на демонстрации необычных навыков владения своим телом, превышающих способности среднего человека. К воздушной гимнастике относятся цирковые номера, выполняемые на снарядах или аппаратах, подвешенных в воздухе, с помощью тросов или других иных крепёжных приспособлений. Номера воздушной гимнастики исполняются, как на снарядах, закреплённых на месте, так и на снарядах раскачивающихся, движущихся по кругу, а также поднимающихся и опускающихся вверх, вниз. Это упражнения на трапециях, корд де пареле, корд де волане, рамке, бамбуке, воздушном турнике, ремнях. Самый распространенный вид - это воздушная гимнастика на кольце . Кольцо называют лирой, обручем, оно имеет дополнительные крепления: перекладину и петлю. На кольце гимнасты выполняют элементы раскачивания, прыжки, воздушная гимнастика на полотнах балансирование в отдельных позах, и растяжка.


Учитель: Самой популярной и эффектной в настоящее время является воздушная гимнастика на полотнах . Гимнастки, подвешенные за длинные куски ткани, выполняя невероятной сложности силовые трюки с элементами растяжки.


Учитель: Воздушные полотна представляют собой два длинных полотна тянущейся ткани шириной 1-1,5 метра. Гимнастика на воздушных полотнах считается в цирке направлением относительно новым. Её прототипами можно считать такие классические цирковые снаряды, как ремни, кор де волан, канат. Существует несколько версий происхождения этого вида искусства. Согласно книге «Просто цирк» Стивена Сантоса, гимнастика на воздушных полотнах является самым поздним видом воздушного искусства, появившимся в 1959 году во французской цирковой школе. Однако потом их почти не использовали вплоть до 1995 года, когда Изабель Водель продемонстрировала номер на полотнах. По мнению некоторых других исследователей и цирковых артистов, прототипом является гимнастика на ремнях, которая зародилась в раннем периоде правления Династии Цин в Китае (1644-1911 г. г.). В то время происходит стремительное развитие различных видов зрелищных искусств, поэтому артистам приходится постоянно изобретать новые представления для привлечения аудитории. В первоначальном варианте это были кожаные ленты, подвешенные на бамбуковые рамки, на которые запрыгивал и поднимался вверх артист, намотав ремни вокруг запястья и выполняя трюки различной сложности и скорости.


Учитель: Выступление воздушных гимнастов связано с большой и кропотливой подготовительной работой, которая порой не видна и незнакома простому человеку. Каждодневные репетиции, мозоли, синяки и травмы, делают этот труд по истине героическим.


Учитель: Предлагаю посмотреть мультфильм о воздушном гимнасте , который вспоминает о своём детстве.
(Далее следует просмотр мультфильма «Я вспоминаю»).


Учитель: Ребята, хочу познакомить Вас с некоторые воздушными гимнастами современного цирка. Узнаем из презентации.
(Просмотр презентации с комментариями учителя).
Примерный текст:

Акимов Сергей - воздушный гимнаст на ремнях

Номер "Воздушный гимнаст на ремнях" был создан в Московском цирке Никулина в 2002 году. Номер сделан в нетрадиционном для цирка сочетании сильной трюковой работы с пластикой и движением на земле. А также - с применением в работе амортизаторов. Такое сочетание придает номеру необычность и оригинальность.

Земскова Эльмира - воздушная гимнастка на спирали

Представительница цирковой династии известных эквилибристов Земсковых. В цирке работает с 13 лет, с 1995 г., когда начала выступать в номере своих родителей. Номер "Прима" существует с 1997 года. В нём используется оригинальный аппарат, специально созданный для этого номера. Неординарные трюки, оригинальность постановки, пластика и артистизм дали возможность создать несколько вариантов номера - от эксцентричного "космического" до лирическо-романтического.

Пухова Диана - гимнастка на кольцах

Гимнастка на кольцах Диана Пухова является лауреатом международного фестиваля «Принцесса цирка», проходившего в Стокгольме, где артистку окрестили «Малазийской принцессой». Многие не знают, что исполняемый мужчиной и женщиной один и тот же трюк абсолютно несоизмерим по трудности подготовки, сложности исполнения. Номер Дианы Пуховой «Гимнастка на кольцах» произвёл фурор, едва появившись в репертуаре Московского цирка Никулина на Цветном бульваре. Публику поразила великолепная и обаятельная девушка, представшая в ярком и запоминающемся образе восточной красавицы. Диана работает без страховки на собственном хвате - в этом главная сложность номера. Рука исполнительницы не фиксируется при помощи специальной петли, как это происходит обычно у тех же гимнастов на ремнях. Есть маленькая страховочная петля, но её функция – больше психологическое спокойствие.


Учитель: Ребята, у меня для Вас хорошая новость: к нам в город недавно приехал цирк! Рекомендую всем его посетить. Воздушные гимнасты демонстрируют свою силу, ловкость и смелость. Это эксклюзивное искусство покоряет сердца и заставляет зрителей восхищённо рукоплескать каждому красивому трюку, исполняемому в воздухе. Особенно привлекательна в этом смысле воздушная гимнастика в исполнении грациозных девушек. Прелестные создания обладают не только красотой и пластикой, но и показывают сложные, силовые элементы в воздухе. Воздушные гимнастки - принцессы цирка, они восхищают своим талантом, красотой, упорным трудом, выносливостью, готовностью к ежедневному риску, умению преодолевать страх, усталость и боль.
(На доске появляется фотографии из цирка).

В современном обществе становятся очень популярны практически все жанры воздушной гимнастики. Если совсем недавно такому искусству могли овладеть только профессионалы, цирковые артисты, то на сегодня это доступно каждому человеку. И здесь не играет большую роль возраст, начальная физическая подготовка. Достаточно иметь желание и стремление научиться. Самый изящный жанр, которому отдают предпочтения довольно большое число женщин - это занятия на воздушных полотнах. Грациозно парить в воздухе и при этом выполнять сложные гимнастические элементы можно научиться в танцевальных студиях.

Что представляют собой воздушные полотна?

Воздушные полотна - это спортивный снаряд, который используется в воздушной гимнастике. Они представляют собой очень плотный материал до 9 м длиной в зависимости от высоты помещения. Воздушные полотна имеют особенную систему крепления к потолку, что позволяет выполнять на них довольно сложные гимнастические и акробатические элементы. Полотна бывают из тянущегося и нетянущегося материала. Первый вид в основном используют уже профессионалы своего дела. Второй более подходит для новичков в этом жанре. При выборе полотен необходимо учитывать некоторые особенности, а именно - они должны быть не только приятны телу, но и не слишком скользить, позволяя сделать качественно элемент в статике, и не обжигать тело в момент выполнения таких элементов, как обрывы, скольжение, перевороты.

Воздушные полотна имеют особенную систему крепления к потолку, что позволяет выполнять на них довольно сложные гимнастические и акробатические элементы

Начальная подготовка

Воздушная гимнастика требует много работы, усилий. Если все же есть желание освоить воздушные полотна, то рекомендуется для начала выбрать специализированную студию, школу, где преподаватели либо цирковые артисты в этом жанре, либо профессионалы в своей области. Любой тренер должен найти подход к своему подопечному в зависимости от его особенностей.

Второе, на что необходимо обратить внимание при выборе школы, - помещение. Оно должно иметь высокие потолки не менее 3 м в высоту. Только при таких размерах можно без опасения проводить тренировку и выполнять гимнастические элементы. Оснащение также играет в выборе не последнюю роль. Помимо того, что крепления должны быть выносливыми, помещение должно содержать маты, которые являются определенной страховкой во время тренировок. Для оттачивания своего мастерства необходимы зеркала.

Первое занятие строится на ознакомлении с техникой безопасности при работе с воздушными полотнами. Далее, в зависимости от уровня физической подготовки женщины, инструктор определяет степень нагрузки и тактику проведения тренировки.

Проведение занятий

Каждое занятие на воздушных полотнах начинается с разминки, разогрева мышц и кистей рук. Только после этого переходят к инструктажу самых простых элементов. Когда первый этап будет освоен, начинается работа над собственным телом. Что это значит? Во-первых, ученик с тренером выполняет разного рода растяжки. Во-вторых, силовые упражнения, чтобы тело могло выдерживать нагрузки на высоте. Когда новичок переходит в статус любителя, инструктор начинает оттачивать мастерство его элементов.

Личный опыт

По времени такая тренировка может занимать от 1,5 до 2 часов. Чаще всего занятия бывают либо индивидуальные, либо групповые (по 4–8 человек). Во втором случае пара работает на одном подвесе поочередно.

Зачем нужны занятия на воздушных полотнах?

Самое главное то, что воздушная гимнастика - это грация, изящество, искусство, утонченность, легкость, гибкость. Перечисленное - лишь минимум того, что дает каждой женщине такие занятия. Благодаря работе на воздушных полотнах человек постоянно работает над своими мышцами. Делая растяжки мышц, спины, приобретается гибкость и изящество.

Помимо этого, занятия на воздушных полотнах задействуют абсолютно все мышцы. Ни один вид спорта не может похвастаться такой особенностью. Благодаря этим тренировкам тело становится более упругим, вырабатывается осанка, укрепляются мышцы рук, ног, ягодиц, спины. Это также отличный способ сбросить лишний вес. Связано такое заявление с тем, что подобные тренировки требуют большое количество энергии, строе питания и усердной работы.

Овладев искусством на воздушных полотнах, можно порадовать близких своим талантом на показательных выступлениях или семейных корпоративах. Многие девушки посещают такие занятия для выступлений в ночных клубах, что в последнее время пользуется не меньшей популярностью, чем танцы.

Нравится

Воздушная гимнастика, один из видов цирковой гимнастики, призвана демонстрировать мастерство артистов, работающих на специальных снарядах и аппаратах. Многие элементы гимнастики известны со времен древности в различных странах Востока, основной же базис современной техники воздушных гимнастов был сформирован и закреплен цирковыми артистами в начале двадцатого века.

В арсенал воздушной гимнастики входит работа с трапециями, кольцами, полотнами и другими конструкциями, подвешенными на определенной высоте. Конструкции могут быть как статичные, так и движущиеся.

Трюки в воздушной гимнастике исполняется либо сольно одним артистом, либо группой артистов на различных аппаратах, подвешенных над цирковым манежем. Стоит упомянуть основные инструменты воздушных гимнастов — бамбук, рамку, трапеции, кольца, петли и др.

К жанру воздушной гимнастики относятся также и номера с трюковыми перелетами артистов с трапеции на трапецию или с трапеции в руки ловитора. Воздушные полеты среди воздушных гимнастов считаются трудновыполнимой и рискованной частью воздушной гимнастики, доступной только настоящим мастерам своего дела.

Вольтижеры должны уметь равномерно распределять мускульную энергию, обладать идеальным глазомером, тонко чувствовать метроритм, обладать профессиональной смелостью, куражом и безупречной пластикой.

В основу жанра воздушной гимнастики положена демонстрация выдающихся навыков владения своим телом, значительно превышающих возможности обычного человека.

Работа воздушных гимнастов родственна работе каскадеров, ибо воздушные гимнасты рискуют не только здоровьем, а еще и жизнью, показывая самые дерзкие трюки. Без рискованных трюков границу возможностей человека, силу духа и пластику тела не показать.

В цирковом шоу жанр воздушной гимнастики признается самым напряженным и зрелищным. Зрители щекочут свои нервы и видят все своими глазами здесь и сейчас. Нередко высококлассные воздушные гимнасты работают без страховки, их поддерживает только тревожная дробь малого барабана в оркестре. Хрупкие девушки зачастую показывают не только красоту и пластику, но и выполняют в воздухе сложные силовые элементы, требующие значительных мускульных усилий.

Эффектным выступлениям воздушных гимнастов предшествует титаническая работа с материалом, которую не видит обыватель и о которой лишь очень смутно догадываются зрители. Ежедневная подготовка гимнастов сопряжена с травматичностью, синяками и мозолями и только фанатики остаются в мире воздушной гимнастики. Тяжести повседневной работы, тренировки, занятия, пошив костюмов, создание специального воздушного реквизита и аренду площадки артисты решают за свой счет, что во времена экономических кризисов делать очень непросто. Тем не менее, настоящих артистов препятствия не останавливают и лучшие гимнасты любым способом прорываются к своим поклонникам, предъявляя класс работы, несмотря на сотни крупных и тысячи мелких, бытовых, обыденных проблем и неудобств.

Сегодня возможности воздушной гимнастики являются тем редким козырем, который могут использовать и используют организаторы развлекательно-зрелищных мероприятий. Любительским танцем у шеста и пением караоке в последние годы никого не удивить. Серьезный гость отеля, ресторана, выставки запомнит только ярчайшие выступления артистов, все остальное, "бюджетное искусство" только посмешит искушенную аудиторию, серьезно разбирающуюся в искусстве, спорте и шоу-бизнесе.

«Что бы ни происходило, в день я должна сделать не меньше 50 приседаний»

Елена Бараненко

Я служу в Большом Московском государственном цирке уже много лет. Мои родители были цирковыми артистами. С самого детства я принимала участие в номерах, училась дрессуре животных, жонглированию, а когда стала чуть постарше, родители отдали меня в хореографическое училище. Поэтому я во многих жанрах что-то могу. Лет семь назад мы дурачились с подругой, воздушной гимнасткой, на манеже во время репетиции, и она попросила меня сделать некоторые элементы, у меня стало многое с ходу получаться, потом мы попробовали сделать вместе пару движений и выяснили, что у меня есть склонность к этому жанру. С тех пор мы стали тренироваться вместе и уже лет шесть как выступаем под куполом.

День своего первого выхода на арену с воздушным номером я помню очень хорошо. За час до выхода я нечаянно сбрила себе брови и чувствовала себя ужасно. Я очень волновалась в тот день, не находила себе места в гримерке. Подумала, что нужно подстричь их перед выступлением. Не подходя к зеркалу, провела машинкой по бровям, а насадку надеть забыла. А потом подошла к зеркалу и увидела все великолепие. Этот инцидент меня расслабил. Я нарисовала себе две линии на месте, где раньше росли брови, и пошла выступать.

Мы работаем без страховки. Иногда во время выступления страх такой берет, что ужас! Я стараюсь его перебарывать. Меня успокаивают мысли о том, что олимпийским спортсменам сложнее, чем нам: у них дикий прессинг и ответственность в разы больше. Когда ты на вершине каната, тебе прикольно. Но иногда бывает очень страшно.

Относительно выступлений на арене у меня много суеверий. Может быть, это из-за того, что у меня на арене погибла мама. Они с папой тоже работали в жанре воздушной гимнастики. Однажды во время выступления оба сорвались, папа выжил, а мама умерла. Ей тогда было 33 года, мне - 9. После смерти мамы папа сначала строго запрещал мне выступать в цирке, какое-то время я слушалась. Но в цирк нельзя прийти, влюбиться и уйти. Если ты проникся этой жизнью однажды, то уже не сможешь бросить вот так, по чьему-то приказу.

Я всегда перед выступлением проверяю всю технику, подвеску, люблю безопасность. Хотя от судьбы не уйдешь. Ведь риск и смерть - это тоже часть жизни, особенно если мы говорим о воздушной гимнастике. Когда я выступаю с лошадьми, перед выходом я обязательно глажу лошадку по носу: мне кажется, так она успокаивается. Если у меня что-то не получается несколько раз, я делаю пируэт, этакий маленький ритуал на удачу. Перед номерами в воздухе я всегда читаю «Отче наш» и целую свой крестик. Когда приезжаю в новый цирк, перед выступлением отправляю воздушный поцелуй в сторону манежа. Еще я целую булавы, которыми жонглирую: я благодарна своему реквизиту и партнеру и пытаюсь создать положительную атмосферу вокруг. Кстати, у меня есть еще один пунктик: что бы ни происходило, я в день должна сделать не меньше 50 приседаний.

Мне важно быть в хорошей спортивной форме не потому, что это дань моде, а потому, что от этого зависит моя жизнь. Кроме того, мне необходимо красиво выглядеть, я же артистка. Я увлекаюсь здоровым питанием. С вечера завариваю себе имбирь, утром пью. Обязательно с вечера заливаю семена чиа кефиром и кладу в холодильник, утром добавляю туда цветочную пыльцу, тыквенные семечки, фрукты. Также я перемалываю себе семена льна и пью спирулину. По утрам еще часто употребляю масло авокадо, масло миндальных и грецких орехов и съедаю кусочек хлеба со сливочным маслом: это полезно для кожи. У меня низкое давление, поэтому я еще обязательно утром пью зерновой кофе. Еще я недавно прочитала, что помидоры и огурцы не усваиваются желудком, поэтому теперь стараюсь избегать их. У нас в цирке очень вкусная столовая. Стараюсь есть простую пищу, но качественную. На обед беру суп, котлеты из печени, салат из моркови. К концу дня очень устаю, поэтому заезжаю в супермаркет, покупаю мытую траву, туда брызгаю оливковое масло и с удовольствием ем. Могу себе позволить вино в хорошей компании или даже коньяк зимой. При этом я большой противник курения. Покупаю еду на рынках выходного дня, потому что там все вкусное и свежее. На тренировки всегда беру с собой гематоген, потому что в нужный момент он придает сил. В качестве перекуса могу употребить яблоко, кофе с горьким или молочным шоколадом. Если честно, я сладкоежка. Если я увижу по пути домой пирожное, я приду домой, буду думать о нем, потом вернусь за ним, куплю и съем, а потом буду приседать, пытаться избавиться от этих калорий. У меня раньше было малокровие, поэтому я часто ем говядину и баранину, кроме того, мне они очень нравятся по вкусу в отличие от остальных видов мяса.

В первый раз я вышла на манеж в 14 лет: выступала с номером, где жонглировала на лошади. Сейчас помимо номеров в воздухе выступаю с жонглированием булавами и дрессированными попугаями (это мои любимые птицы). Мои папа и брат тоже работают в цирке.

«Аскольд Запашный подходит ко мне каждый день и говорит: «Прекрати жрать»

Елена Петрикова

Я вышла на манеж в 5 лет в репризе у клоунов. А работать в жанре воздушной гимнастики начала в возрасте 14 лет, хотя официально это можно делать только с 18. Но больно хорошо у меня получалось, и поэтому Мстислав Запашный добился того, чтобы мне позволили выступать раньше положенного. Я выступала с номером на канате (корд-де-парель) на высоте 15 метров - первая и единственная в этом возрасте абсолютно без страховки.

Не знаю, почему выбрала этот жанр: я очень боюсь высоты, на каруселях меня укачивает, не могу смотреть вниз даже с балкона пятнадцатого этажа. Изначально мы с папой делали пару в акробатическом номере, выполняли стойки разные. А однажды мы приехали во Владивосток на слет самодеятельных цирков - и я увидела выступление одной девочки, которая работала в жанре корд-де-парель, и она меня восхитила. Я достала папу, он тут же пошел в порт, добыл мне канат с какого-то корабля. Девочка на том выступлении так непринужденно выполняла свой номер, что я думала, мне это тоже не составит труда. И вот я ухватилась руками и ногами за канат и замерла - вообще не могла ни одного раза подтянуться, не то что летать на нем. У меня было такое разочарование: я-то думала, сейчас залезу и сразу полечу. В итоге я потратила полтора года и наконец подготовила восьмиминутный номер в воздухе.

В то время я еще училась в школе. В 5 утра я приходила на репетицию в цирк, отрабатывала другой номер с лошадьми, потом шла в школу, приходя из нее, репетировала совместные номера с папой, потом снова номера с лошадьми, потом обязательно посещала балетный мастер-класс, потому что Мстислав Запашный следил, чтобы все артисты посещали занятия по хореографии, потом был перерыв и уже часа в два ночи при свете лампочки, когда все расходились по домам, мы с папой репетировали мой сольный номер с канатом. Когда я впервые в 14 лет на новогоднем концерте выступила в образе чайки с этим самым номером в воздухе, у меня крылья намотались на канат, я их судорожно пыталась вытащить и при этом не выйти из образа, а когда оказалась за кулисами, у меня от переизбытка эмоций просто согнулись колени и я упала. У папы даже есть видеокассета, на которой видно, как я отрабатываю номер на арене, а после выступления захожу за кулисы и падаю.

В детстве я работала все конные жанры, даже под живот лошадям лазила, пока маленькая была. Цирковые дети всегда обучаются разным жанрам. Помню, когда мне было лет 7, я готовила акробатический номер, где мне нужно было разбежаться и прыгнуть на руки стоящим передо мной ребятам. Я разбежалась, неудачно прыгнула, промахнулась и проехала лицом по ковру до конца манежа (метра четыре). Было больно, противно, стыдно, и я невзлюбила акробатику после этого.

Специфика воздушной гимнастики в том, что это очень опасно. Мы работаем без страховки, это значит, что если раскроется рука и ты уронишь человека, то все. Нужно иметь очень сильные руки и чувствовать партнера. Я привыкла работать с партнершей, мы уже около семи лет выступаем вместе и досконально друг друга чувствуем. Недавно мы взяли в номер еще одного гимнаста - и пока привыкнуть очень трудно.

Иногда, когда выходишь на сцену, очень страшно. У меня был номер, в котором нужно было делать резкий обрыв. Когда было слишком страшно, я отрабатывала весь номер, но именно этот элемент не исполняла, вместо этого просто делала разные движения, пережидая, пока музыка пройдет. У меня так было, правда, всего несколько раз. Я выступаю на высоте 25 метров без страховки. К этому страху невозможно привыкнуть, он просто появляется время от времени из ниоткуда и также неожиданно уходит. У нас недавно была премьера номера, когда мы выступали впервые втроем, а не вдвоем, и мне было до того страшно от чувства, что я не на сто процентов владею ситуацией, что тряслись пальцы. Была внутренняя паника, истерия. Я стою на манеже, у меня трясутся руки, мне стыдно, и я не знаю, как это остановить. Я думаю, что существует высший разум, иногда, когда я настраиваюсь, обращаюсь к нему. Перед номером на две секунды закрываю глаза и ухожу в себя. Может, я циник, но когда за кулисами перед выступлением стоят жонглеры, которые будут подбрасывать три булавы, и молятся и крестятся, это выглядит комично.

Родители у меня тоже цирковые артисты, поэтому у них нет паники во время моего выступления. После шоу мама может подойти ко мне, отругать, что где-то у меня было не такое выражение лица, недотянула носок. Папа стоит на лебедке (аппарате, который поднимает нас наверх) и следит за безопасностью. Мы относимся нормально ко многим вещам, к которым невоцирковленный человек отнесется негативно. Например, в детстве я каждый месяц переезжала из города в город, меняла школу из-за того, что родители постоянно гастролировали. Ты переехал, поступил в новую школу, через месяц собрал свои манатки, переехал в новый город - и все по новой. Сейчас я тоже гастролирую и часто живу в разных городах. Сколько мне лет, говорить не стану. По цирковым меркам я уже пенсионерка - у нас выслуга 15 лет. Я не замужем, детей у меня нет. Но мне это и не нужно сейчас, я не ощущаю себя взрослой женщиной, которой уже все это необходимо, мне в душе еще 17 лет.

Я хожу в фитнес-центр три раза в неделю. Не могу сказать, что я фанат тренажеров, я терпеть их не могу, хожу через силу. На манеже каждый день мы разминаемся и репетируем по 5 часов. За это время я успеваю отрепетировать номера с лошадьми, потом с собаками и свой номер в воздухе. Потом до вечера я работаю помощником художественного руководителя в Большом Московском государственном цирке.

Я очень люблю есть, это для меня трагедия. Особенно сейчас, с возрастом. Расстраиваюсь, когда не могу позволить себе макарошки и пиццу. Стараюсь питаться овощами, рыбой, курицей, естественно, без хлеба и сладостей, иначе сразу начинаю поправляться. Сейчас я вешу 56 килограмм - и я вторая в рейтинге самых толстых девочек в нашем коллективе. Мне все в цирке говорят, что я очень жирная. Аскольд Запашный подходит ко мне каждый день и говорит: «Прекрати жрать». Мне бы и правда не помешало сбросить килограмма два-три, но я не могу. Мне кажется, я смогу похудеть, только если буду сидеть на воде, но я не могу так, мне нужна сила для тренировок. С утра я обязательно съедаю кусочек хлеба со сливочным маслом, чтобы кожа была увлажненной. Правда вечером иногда могу съесть кусочек пиццы или суши. Организм привык к физической нагрузке, я от нее не худею.

Мне часто снятся выступления. Точнее то, что на манеже уже начинает играть моя музыка, а я до сих пор сижу в гримерке в повседневной одежде. На самом деле это очень страшно, я просыпаюсь в холодном поту после такого. Насколько я знаю, этот сон преследует многих цирковых артистов.

У меня много друзей не из цирка. Я дружу с рокерами, байкерами, фотографами, писателями. После выступления в цирке, часов в 11 вечера могу пойти в клуб снять напряжение или просто завалиться домой спать. Мы часто собираемся в коттедже моей подруги у камина и устраиваем просмотры Тарковского, Феллини, потом обсуждаем увиденное.

Когда я нахожусь на высоте под куполом, я ни о чем не думаю. Я слушаю музыку, держу образ, мыслей вообще нет, у меня все отключается, и я работаю. На репетициях страшнее, чем на выступлениях, потому что на репетициях ты смотришь вниз и видишь, что находишься очень высоко, а когда ты на арене, тебя ослепляет яркий свет и ты не видишь, что внизу.

В прошлом году мы с партнершей стали бронзовыми призерами в Монте-Карло. Как в мире кино главная награда - получить «Оскар», так у нас получить «Клоуна», мы его получили. Я без страховки держала партнершу одной рукой за ногу, и она висела головой вниз на 28-метровой высоте. Однажды мы чуть не сорвались, партнерша удержала меня за талию, и все обошлось. Зарплаты у нас достойные, но не огромные. Работаем мы точно не ради денег.

Артист очень тонко реагирует на похвалу. Для меня аплодисменты - это наркотики. Если вдуматься, это глупо. Но если я получаю бурные аплодисменты, то прихожу в неописуемый восторг, хочется на куски разорваться от счастья. Важно уметь подстроиться под настроение публики, понять, на кого играть. Даже когда ты на высоте 26 метров, нужно продолжать играть роль, улыбаться. Ошибочно думать, что когда ты там, зритель тебя не видит. Видно все: ненакрашенный ноготь, оторванную блестку, стрелку на колготках, страх на лице.

Не так давно я закончила режиссерское отделение ГИТИСа с красным дипломом и недавно получила еще одну специальность - менеджер по управлению организацией. Я понимаю, что не вечно буду под куполом летать. Даже когда я не смогу быть артисткой цирка, я в другой роли останусь в нем. Я мечтаю когда-нибудь стать директором цирка, поэтому сейчас получаю максимум знаний.

Когда мы были в Монако в прошлом году, пришлось выступать на опилочном манеже, который имеет свойство терять форму. Я выступала на лошади, она меня в какой-то момент сбросила, и я упала прямо в ноги принцу Альберту и принцессе Стефании. У меня с двух сторон оказались два кола, я умудрилась сгруппироваться и попасть строго между ними, иначе я бы разбилась, а так я только палец сломала. Но потом быстро встала и еще раз отработала неудавшийся трюк. Зато мне хлопал Жан-Поль Бельмондо! В другой раз мне во время выступления нечаянно ассистент порвал плечо. Обычно папа поднимает меня в воздух на канате, а в тот день его заменял другой человек. Я была в воздухе, он контролировал ситуацию снизу, и вот когда я пошла на трюк, он подумал, что я как-то низко летаю, и решил меня поднять выше, и у меня в этот момент разорвались связки плечевого сустава от такого резкого подъема. Это как раз был финал номера, я не подала виду и с максимально спокойным видом ушла за кулисы. После этого случая я не могла работать полгода. К сожалению, в нашей профессии ты не всегда зависишь сам от себя. Всегда есть ассистенты, у которых может случиться приступ идиотизма, и этого ты не можешь контролировать и с этим человеком уже ничего не сможешь сделать - да и зачем, если ты уже калека. Для нашего жанра типичны порванные плечи, кисти рук, связки.

Самое главное правило - ты должен любой ценой подарить зрителю праздник. Если бы он хотел посмотреть на страдания, то не платил бы деньги за билет в цирк, а пошел в другое место. Но он захотел праздника, он ждет чуда, поэтому что бы ты себе ни порвал, что бы ни сломал во время выступления, ни в коем случае нельзя этого показывать. После того как вышел за кулисы, ради бога, плачь, проклинай мир, беги к врачу, делай, что хочешь, это уже твое дело. Зрителю это не интересно.

Утро цирковой семьи начинается так же, как и у всех - нужно отвести ребенка в садик. Элеоноре два с половиной года. По выходным родители берут девочку с собой в цирк, а будни она проводит в детском саду. Элеоноре пока еще рано забираться под купол, но, по словам родителей, она уже норовит это сделать. Выполняет движения, подсмотренные у родителей, гордо выкрикивая при этом "я гимнастка!".


С дедом она уже сальто делает и по канату ходит, - рассказывает Алия, первые тренировки которой начались примерно в таком же возрасте.


Алия Канахина , сколько себя помнит, всегда была в цирке. С "опилками в ботинках", как говорят про детей цирковой династии, она научилась ходить, выполнять свои первые номера. Позже встретила здесь любовь своей жизни - Андрея.


Часто артисты называют цирк своим домом. Они проводят здесь все свое время. Цирк - это и дом, и работа, и хобби.


В малом зале, который используется как для тренировок, так и для представлений, артисты отрабатывают новые номера и трюки. Всегда есть над чем поработать, предела совершенству просто не существует.


Нагрузки при тренировке намного выше, чем при выступлениях. Воздушные гимнасты обычно тренируются в чешках. Но, учитывая особенности подготавливаемого номера, Алия тренируется сегодня в танцевальных туфлях.


"Номера, исполняемые в советские времена и теперь, сильно отличаются. Сегодня больше внимания уделяют сценарию, постановке. В номере должно быть начало и конец. Это и есть драматургия", - говорит Курмангали Досбатыров - отец Алии, воздушный гимнаст, заслуженный деятель СССР и Казахстана. С него и начинается история династии Досбатыровых.

Номера, исполняемые в советские времена и теперь сильно отличаются. Сегодня больше внимания уделяют сценарию, постановке.


После службы в армии, в 1974 году, глава будущей цирковой династии Досбатыровых, прошел республиканский конкурс Казахского цирка и 17 лет гастролировал по всему СССР с номером "Земля чудес".


На гастролях в Ставрополе гимнаст поселился в гостинице, где проживала молодая танцовщица народного ансамбля "Колос". Это знакомство перевернуло жизнь 17-летней Елены и 27-летнего Курмангали. Они поженились и родили троих детей - Даулета, Алию и Мадину.

Первым, на арену в возрасте двух лет вышел Даулет - старший брат Алии. Позже в той же клоунской репризе "Садись на ИЛ, садись на ТУ и прилетай в Алма-Ату!", в огромном яблоке из папье-маше выпрыгивала уже двухлетняя Алия в паре с Муратом Мутургановым.


Сегодня Курмангали Досбатыров преподает акробатику в академии им. Жургенова, а также руководит воздушными гимнастами в цирке.


Вместе с Андреем и Алией сегодня на тренировочной арене занимается одна из учениц Курмангали - Марина Стародубова . Когда Марине было 5 лет, ее впечатлил номер Алии и Даулета, и девочка захотела стать воздушной гимнасткой.

По словам Курмангали, Марина научилась делать все трюки за один год. Теперь она их только совершенствует. Несмотря на свои 9 лет, девочка выступает вместе с опытными взрослыми артистами.


Андрей Канахин попал в алматинский цирк только после поступления в эстрадно-цирковое училище. До этого момента, в родном Шымкенте, Андрей работал в цирке-шапито, но, по словам самого Андрея, это был уровень самодеятельности.


Я никогда не был связан ни с гимнастикой, ни с акробатикой. Пока учился в школе, занимался самодеятельностью, выступал как клоун Кузя. Выступал при любой возможности, - рассказывает Андрей.


Пришел момент, когда я подумал "а дальше что?". Решил поступить в эстрадно-цирковое училище. На конкурс приехали уже подготовленные ребята - были жонглеры, акробаты. Я подумал, что ловить тут точно нечего, ведь растяжки нет, сальто делать не умею. Я взял займы у кого-то свисток и показал миниатюру. Рассмешил жюри, поступил на грант, - вспоминает Андрей.


Артисты цирка получают знания во всех областях циркового искусства. Так, например, второе любимое занятие у Алии - жонглирование, а Андрей, поступив на специализацию "клоунада", переквалифицировался в воздушного гимнаста.


Андрей совмещал обучение и гастроли. Выступал сначала с труппой, потом в дуэте с Русланом Файзулиным. Объездил всю Европу. Насытившись "кочевой" жизнью, Андрей понял, что пора создать семью. Ему хотелось, чтобы в этой жизни у него появилось что-то свое, постоянное.


Мы знакомы 15 лет. Все артисты цирка знают друг друга. То он на гастроли уезжал на полгода, то я. Мы особо не общались, - говорит Алия.


Аля наверняка обо мне даже не думала, а я всегда наблюдал за ней со стороны. Как коршун, парил над своей добычей, - смеется Андрей.


Как это часто бывает, все изменилось благодаря случаю. Приближалось окончание школы, Алие необходимо было сдавать государственные экзамены. Даулет получил травму на арене, и семья Алии надолго осталась в Казахстане. Вернувшись с очередных гастролей, Андрей решил действовать, и у него получилось. Алия и Андрей встречались 6 лет, в браке уже 4 года. Сегодня Алия для Андрея - незаменимая партнерша на арене цирка, любящая жена и заботливая мама их дочери.


Сейчас пара готовится к цирковому фестивалю в Испании. Номер придумали сами, но в разработке принимала участие вся семья.


Номер совмещает в себе два жанра - акробатику на мачте (любимый жанр Андрея), и воздушную гимнастику на ремнях. По словам Андрея, этот симбиоз стилей - новшество, которое они привнесли в номер.


Сегодня удивить зрителя очень сложно, поэтому приходится придумывать что-то новое в трюках, в номерах. Папа, имея огромный багаж знаний, помогает нам, - говорит Алия.


Номер называется "Ты и я". Под трогательную французскую песню гимнасты рассказывают историю о том, как девушка мечтает о молодом человеке. В конце номера героиня остается одна. Музыка подбиралась особенно тщательно, у пары ушли месяцы на выбор песни.


Идея для номера приходит не спонтанно. Это многочасовые раздумья, бессонные ночи, нелегкое время терзаний и сомнений. Сначала берется набор трюков, потом продумывается сюжет, только затем накладывается музыка.

У нас нет любимых номеров. Каждый номер, как маленький, любимый ребенок, - говорит Андрей.


Один из номеров пары

На вопрос, тяжело ли совмещать семейную и цирковую жизнь, Алия отвечает: "С одной стороны, очень удобно, когда партнеры еще и женатая пара. Есть общая цель и мечта. Я не знаю, как бы я смогла объяснить своему мужу, не артисту цирка, что я на полгода уезжаю в Испанию. С другой стороны, некоторые ссоры переносятся с арены домой. Это - минус".


Под конец тренировки гимнасты очень устали. Не было сил даже на то, чтобы поднять бутылку воды, а ведь еще нужно было убрать весь свой инвентарь.

За дочерью пара едет тоже вместе. Андрей и Алия не расстаются никогда. Даже во сне может прийти идея для номера, и ее нужно будет обсудить утром.

Фотогалерея

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter