Стоунхендж легенды и мифы. Все факты и мифы о стоунхендже

Безусловно, великий национальный символ Великобритании, символизирующий тайну, силу и выносливость. Его первоначальная цель для нас неясна, но некоторые полагают, что это был храм сделанный для поклонения древним божествам. Другие утверждают, что это было священное место для похорон высокопоставленных граждан древних обществ.

В то время как мы не можем сказать с полной уверенностью, для чего было возведено данное сооружение, можно сказать, что он был построен для чего-то важного. Только что-то очень значимое для древних людей стоило бы таких усилий и инвестиций, что потребовались для строительства Стоунхенджа. Камни, которые мы видим сегодня представляют Стоунхендж в руинах. Многие из оригинальных камней упали или были удалены предыдущими поколениями для строительства дома или ремонта дорог. Также был нанесен значительный ущерб в результате постоянного контакта с посетителями. С 1978 года к нему нельзя приближаться вплотную.

Строительство Хендж


В свое время, строительство Стоунхенджа было впечатляющим техническим подвигом, требующего времени и огромного количества ручного труда. На первом этапе Стоунхендж был большим земляным укреплением называемым Хендж, построенным примерно 5000 лет назад. Считается, что ров был вырыт инструментами сделанными из рогов благородного оленя и, возможно, дерева. Современные эксперименты показали, что эти инструменты были наиболее полезны для земного рытья и перемещения.

Голубые камни Стоунхенджа


Около 2000 г. до н.э. был создан первый каменный круг (который в настоящее время внутренний круг), состоящий из мелких голубых камней. Камни, используемые в том первом кругу, как полагают, с гор Prescelly, расположенных примерно в 240 миль, в юго- западной части Уэльса. Каждый голубой камень весит до 4 тонн, а всего их использовалось 80 штук. Учитывая расстояние, которое они должны были преодолеть, вставала серьезная транспортная проблема. Современные теории предполагают, что камни тащили на роликах и санях из внутренних гор к верховьям Милфорд-Хейвен. Там они были загружены на плоты, баржи или лодки и плыли вдоль южного побережья Уэльса, затем вверх по рекам Эйвон и Фром к точке вблизи современного Фроум в Сомерсете. С этой точки, опять же в теории, камни тянули по суше, к месту вблизи Варминстер в графстве Уилтшир, примерно в 6 милях. Оттуда, они возвращались в воду, где медленно спускались по течению реки Вилье в Солсбери, оттуда вверх по Солсбери Эйвон в Западный Эмесбери, где оставалось 2 мили до территории Стоунхенджа.

Строительство внешнего кольца

Гигантские валуны Сарсен, формирующие внешний круг, весили по 50 тонн каждый. Транспортировать их от Холмов Марлборо, примерно 20 миль на север, - проблема еще большей величины, чем перемещение голубых камней. На большей части пути движение проходило сравнительно легко, но в самой крутой части маршрута, на Холме Редхорн, современные исследования показали, что по крайней мере 600 мужчин были бы необходимы только для того, чтобы протащить каждый камень мимо этого препятствия.

Кто построил Стоунхендж?


Вопрос от том, кто построил Стоунхендж, в большей степени остается без ответа и по сей день. Строительство памятника было приписано многим древним народам в течение многих лет, но самая увлекательная и устойчивая теория приписывала его Друидам. Эта ошибочная теория впервые была озвучена около трех веков назад, антикваром и писателем Джоном Обри.

Юлий Цезарь и другие римские писатели, рассказывали о кельтском духовенстве, которое процветало во времена их первого завоевания (55 до н.э). К этому времени, тем не менее, камни уже стояли в течение 2,000 лет и были, возможно, уже в разрушенном состоянии. Кроме того, Друиды поклонялись в лесных храмах и не было никакой потребности в каменных сооружений. Лучшим предположением считается, что территория Стоунхенджа была начата людьми позднего неолита (приблизительно 3000 до н.э) и продвинута людьми новой эпохи, которая возникала в это время. Эти «новые» люди начали использовать металлические орудия и жить более коммунальным способом, чем их предки. Некоторые думают, что они, возможно, были иммигрантами с континента, но это утверждение не поддержано археологическими доказательствами. Вероятно, что они были коренными народами, делающими те же самые вещи новыми способами.

Легенда Стоунхенджа

Легенда о Короле Артуре обеспечивает другую историю строительства Стоунхенджа. Это сказано автором двенадцатого века, Джеффри Монмута, в его Истории Королей Великобритании, где говорилось, что Мерлин принес камни в Солсберийскую равнину из Ирландии. Когда-то в пятом веке, была резня 300 британских дворян предательским саксонским лидером, Хенджестом. Джеффри говорит нам, что Верховный король, Аурелиус Амброзиус, хотел создать подходящий мемориал убитым мужчинам. Мерлин предложил экспедицию в Ирландию в целях пересадки Кольца Гиганта в Великобританию. Согласно Джеффри Монмуту, камни Кольца Гиганта были первоначально принесены из Африки в Ирландию гигантами (кто еще, но гиганты смогли бы справится с это работой?) . Камни располагались на «горе Киллэрос» и использовались в качестве места для выполнения ритуалов и для исцеления. Во главе с королем Атэром и Мерлином, экспедиция прибыла в место в Ирландии. Британцы, ни один из которых не был гигантом, очевидно, не смогли переместить огромные камни. В этот момент Мерлин понял, что только его магические способности смогут помочь. Таким образом, они были демонтированы и отправлены в Великобританию, где они были созданы в большой круг, вокруг братской могилы убитых дворян. История говорит, что Орилиус, Атэр и преемник Артура, Константин были также похоронены там в свое время.

Современный Стоунхендж


Расположенный в обширной равнине, окруженной сотнями круглых курганов или могильными холмами, территория Стоунхенджа действительно впечатляющая, особенно по мере приближения. Некоторые люди рассматривают его как место, погруженное в волшебство и тайну, некоторые как место, где можно вообразить легенды из прошлого, а другие считают его священным местом. Но, независимо с какой точкой зрения пришли вы, и какова была истинная цель его строительства, к нему нужна относиться также, как и древние - как к месту чести.

Наше время не было в целом добро к Стоунхенджу, несмотря на запудривание мозгов, о сохранении объектов наследия. Есть крупнейшее шоссе, проложенное не далее, чем 100 ярдов от камней, и коммерческий цирк построенный вокруг него, вместе с парковками, сувенирными магазинами и стендами мороженого.

Организация Английское Наследие стремится исправлять эти ошибки, и в ближайшие годы, мы можем получить возможность увидеть Стоунхендж в обстановке, в которой он был первоначально создан. Несмотря на весь его упадок и вторжение современного мира, Стоунхендж, сегодня, является впечатляющим зрелищем, и никакой маршрут вокруг Великобритании не должен пропускать его.

Среди сотен каменных сооружений, доставшихся британцам по наследству от праотцов, Стоунхендж (дословно — «висящий камень») занимает особое место. Гигантский размер (вес некоторых глыб достигает 45 тонн), мистическая, почти колдовская форма (с большого расстояния они напоминают огромные клыки) и до сих пор не известное человечеству предназначение делают Стоунхендж не только символом темной силы, но и нескончаемым источником исследований.

Когда я приехала к «Висящему камню», никакой загадки в воздухе не ощущалось: солнечный день, огромные валуны и группки японских туристов с яркими брошюрками о «магии и загадке» Стоунхенджа. В общем, само сооружение меня не впечатлило — внимание привлекло другое. Буквально в сотне шагов от Стоунхенджа отчетливо видны замысловатые геометрические фигуры, словно вытоптанные в поле. Не веря своим глазам, подхожу поближе и понимаю, что «узор на траве» (таково научное название этого явления) похож на пиктограмму и «вырисован» с идеальной точностью: никакая травинка-былинка не отклоняется от четко намеченного курса так что мои первые предположения о шутках местных жителей отпали сами собой. Хотя повод для подозрений был: еще в XVII веке люди создавали «картины», снимая дерн с почвы. Сохранившиеся до наших дней «полотна» — гигантская (109 метров) и очень красивая белая лошадь и 55-метровый гигант с дубиной, первое упоминание о котором датируется XVI веком. «Рисунки» в районе Стоунхенджа совсем другого рода: почва не тронута, но структура стебля внутри кругов изменена, словно трава не примята чьим-то весом, а сама «легла» в нужном порядке. Как я потом узнала, такие рисунки то и дело возникают в этих местах, будоража репортеров и исследователей во всем мире. Какой смысл заключен в этих узорах, кто и зачем оставил их нам и почему они появляются именно вблизи Стоунхенджа, и так имеющего плохую репутацию?

Стоунхендж — одно из самых загадочных мест на планете. Кто и зачем создал Великие камни, до сих пор не может сказать никто. Первоначально сооружение представляло собой круг из 30 вертикальных камней (весом по 25 тонн каждый), соединенных между собой перемычками, внутри которого находились еще пять пар глыб с перекладинами наверху. Сегодня некоторых исполинских глыб не хватает, но сооружение не утратило своего величия.

По мнению ученых, Стоунхендж начали возводить примерно за XIX веков до нашей эры (около 4000 лет назад) и закончили постройку только через несколько сотен лет. В каменоломнях вырубались огромные глыбы и волоком или по реке доставлялись к месту сооружения, где на метр врывались в землю. При строительстве использовались камни двух видов: крепкие валуны, из которых образован внешний круг сооружения, и более мягкие камни, входящие в состав рудных и угольных пластов и потому называющиеся синими. Именно синие камни образуют внутренний круг Стоунхенджа и именно в них многие видят причину магической силы всей постройки. А когда ученые, по своему обыкновению отрицающие всякую метафизику, пришли к выводу, что синие камни были доставлены не откуда-нибудь, а с Презелийских гор, сомнений ни у кого уже не возникало — разве можно только из-за приятного цвета тащить огромные глыбы за 200 километров (такое расстояние отделяет эти горы от Стоунхенджа). Можно только догадываться, каких усилий и жертв стоило древним людям, владеющим только веревкой да палкой, переместить хотя бы один из камней на место строительства. Предположений о том, кто же построил впечатляющее даже нас, детей прогресса, сооружение, много. Согласно самой первой теории, гигантские глыбы воздвигли друиды для совершения ритуальных обрядов во время зимнего и летнего солнцестояния. Но эти кельтские жрецы появились на Туманном Альбионе незадолго до христианской эпохи, когда тень Стоунхенджа уже защищала путников от зноя.

Автор другой гипотезы Леон Стоувер уверен, что друиды к монументу никакого отношения не имеют, потому что построили «Висящий камень» микенцы для защиты от атлантов. По мнению этого американского профессора, атланты были не обитателями легендарной Атлантиды, а древними китайскими воинами, погибшими во время природного катаклизма примерно в 1400 году до н.э. Но и эта теория рассыпается буквально на глазах: достаточно посмотреть на Стоунхендж, чтобы стало понятно, что никто с его помощью ни от кого не защищался. Слишком большое расстояние отделяет один камень от другого, чтобы можно было спрятаться от врага.

Легенда о короле Артуре дает нам еще один повод для размышлений. Согласно преданию, в тяжелом бою пало около 300 достойнейших воинов, и король пожелал на их могиле воздвигнуть величайший из памятников. Волшебник Мерлин, герой кельтского фольклора, чудесным образом переместил камни из Ирландии, куда, в свою очередь, они были доставлены из Африки, в Южную Англию.

Как ни странно, но намного большего внимания заслуживает предположение, что к строительству Стоунхенджа причастны пришельцы. Несмотря на кажущуюся фантастичность, оснований доверять этой теории много. Во-первых, в период с 3000 по 1500 гг. до нашей эры в Европе, и особенно на Британских островах, появилось много загадочных, ни на что не похожих сооружений. И не дом, и не храм — а камни, образующие абсолютно правильную геометрическую фигуру(чаще всего круг). Рукописных свидетельств о том, что именно создавали древние, нет, но вот современному человеку их форма напоминает НЛО. После нескольких десятилетий предположений и домыслов, когда была даже высказана мысль об одноглазых гигантах-циклопах, набросавших камней забавы ради, наука на долгое время словно забыла о Стоунхендже.

Но около 25 лет назад английский исследователь выдвинул совершенно новую гипотезу, согласно которой Стоунхендж вовсе не храм солнца, а древняя астрономическая обсерватория, с помощью которой четыре тысячи лет назад люди могли с полной уверенностью определять наступление лунных и солнечных затмений. Гигантские каменные арки, по мнению автора идеи Джеральда Хоскинса, показывают путь, который солнце описывает по небу.

Он отмечали точки восходящего солнца и луны над горизонтом. Если предположить, что древний астроном стоял в центре круга, то именно в них поочередно появляются светила. Точка восхода солнца ежедневно меняется (из-за изменения наклона земной оси), но путь светящегося шара по небу каждый год один и тот же. Древние люди наблюдали его движение из года в год и потом зафиксировали свои знания в «Висящем камне». Каменная арка, в которой солнце появляется в день летнего солнцестояния, шире, чем все остальные, — таким образом строители выделили дни с повышенной энергетической активностью.

Впрочем, слабых мест в этой теории не меньше, чем в остальных. Однако именно она подтолкнула историю Стоунхенджа к новой эре — человечество наконец поняло, что это не просто камни.

Туристов Стоунхендж привлекал всегда. Каждый из посетителей «Висящего камня» старался прикоснуться к загадке: кто знает, вдруг рассказы о волшебной силе — не сказка, а удача будет сопутствовать всю жизнь. Но паломничества, превратившиеся в эпидемию, были ограничены властями Объединенного Королевства. Энтузиасты и охотники за привидениями чуть было не разрушили Стоунхендж до основания: кто камешек на память отколотит, кто автограф оставит. Археологи и исследователи потребовали перекрыть доступ к сооружению, мотивировав это тем, что скоро от памятника древности останутся только жалкие обломки. Ученые хотели большего, чем просто защитить Стоунхендж. Им не давала покоя загадка, которую, несмотря на прогресс и высокие технологии, человечество так и не смогло отнять у прошлого.

Какая бы теория об истинном предназначении Стоунхенджа ни взяла верх, ясно одно: это не обломки, разбросанные небрежной рукой циклопа, а мистический символ древности, значение которого нам пока не дано разгадать.

В разные века синие камни комплекса пропадали на некоторое время, а потом возникали на прежних местах. В 1900 году из-за неаккуратности туристов рухнули два камня комплекса. Владелец сооружения сэр Эдвард Антробус устанавливает ограду и назначает плату за вход. Последователи друидов отказываются платить, но суд признает права владельца.

1915 год — Стоунхендж продан, и новый хозяин дарит его государству, которое, в свою очередь, продолжает эксплуатировать камни. В то время многочисленные секты друидов уже объединились для совершения совместных ритуалов на территории «Висящего камня».

2000 год — в ночь с 20 на 21 июня (день летнего солнцестояния) впервые за 16 лет Стоунхендж открыт для доступа посетителей, которые пожелали наблюдать там восход солнца. Несколько тысяч последователей культа друидов пришли в самое сердце сооружения, где согласно их верованию сконцентрирована особая сила.

Источник: www.aif.ru

Стоунхендж ежегодно посещают 1 миллион туристов, но он так и остается загадкой. Ученые относят его строительство ко временам неолита, но первое упоминание об этом «чуде света» почему-то встречается только в XI веке нашей эры.

Кто построил?

Версия № 1. Кельты

Долгое время ученые считали, что Стоунхендж построили кельты. Однако сегодня эта версия опровергнута. Не сходятся датировки. Первая кельтская археологическая культура (гальштаттская) появилась в IX веке до нашей эры. Тогда как официально принятые сегодня датировки постройки Стоунхенджа сводятся к тому, что последний этап его строительства приходится на XI век до нашей эры.

Версия № 2. Древние бритты

Если не кельты, то кто? Профессор Майкл Пирсон (Шеффилдский университет), руководитель десятилетнего исследовательского Stonehenge Riverside Project и автор книги «Стоунхендж: исследование величайшей тайны каменного века» утверждает, что мегалитический комплекс построили древние бритты, представители племен, живших на Британских островах в конце Бронзового века, во времена неолита. Сегодня это самая «рабочая» версия.

Версия № 3. Мерлин

В Средние века была популярна легенда, изложенная в «Истории бриттов» Гальфрида Монмутского. Она заключается в том, что мегалитический комплекс был перенесен из Ирландии волшебником Мерлином. Легендарный маг таким образом исполнил волю Аврелия Амбрози (дядя короля Артура) об увековечивании 460 британских вождей, вероломно убитых саксами во время переговоров. С тех пор бритты называли этот комплекс «Пляска великанов».

Версия № 4. Мистификаторы

Существует также версия, что Стоунхендж - мистификация, «сработанная» в XX веке. В 2013 году в Интернете стала популярной статья, доказывающая, что знаменитый монолит бронзового века был построен между 1954 и 1958 годами.

В качестве доказательства автор материала приводит множество «сенсационных» фотоматериалов, где какие-то люди при помощи кранов устанавливают мегалиты в землю. Приводится и теоретическая «база»: якобы Министерство обороны Великобритании скупало земли в районе Стоунхенджа и проводило там военные учения вплоть до Второй мировой.

Во время войны территории близлежащих сел были выселены и якобы и сегодня находятся под властью военных структур. Автор пишет: «На территории, охраняемой британским военным ведомством, осознанно и целенаправленно был возведен данный «центр древней цивилизации», «наследие великих предков», «памятник человечества», ставший важнейшим культовым центром не менее целенаправленно насаждаемой «духовности"».

Версия «горячая», но безосновательная. То, что в ней выдается за сооружение Стоунхенджа - всего лишь его реставрация. О ней мы ещё расскажем.

Зачем строили?

Версия №1. Обсерватория

На сегодняшний день общепризнанной является версия о том, что Стоунхендж - древняя обсерватория. Авторство этой версии принадлежит профессору астрономии Бостонского университета Джеральду Хокинсу. В конце 1950-х годов он ввел в компьютер координаты плит и прочие параметры Стоунхенджа, а также модель движения Солнца и Луны.

В 1965 году ученый написал книгу «Расшифрованный Стоунхендж», где привел доказательства того, что Стоунхендж позволял предсказывать астрономические явления, являясь при этом обсерваторией, вычислительным центром и календарем .

Другой известный астроном, Фред Хойл, также занимался проблемой Стоунхенджа и установил, что строители мегалитического комплекса знали точный орбитальный период Луны и продолжительность солнечного года.

Версия № 2. Модель галактики

В 1998 году ученые-астрономы воссоздали компьютерную модель первоначального вида Стоунхенджа и пришли к выводу, что каменная обсерватория является ещё и моделью Солнечной системы в поперечном разрезе. Согласно представлениям древних, солнечная система состоит из двенадцати планет, две из которых находятся за орбитой Плутона, еще одна - между орбитой Марса и Юпитера.

Версия № 3. Ритуальный комплекс Четырехлетнее исследование, проведенное австрийским Институтом археологической разведки и виртуальной археологии Людвига Больцмана, установило, что Стоунхендж - не одиноко стоящий мегалит, а часть огромного ритуального комплекса из 18 частей, расположенных в районе 12 квадратных километров от Стоунхенджа.

Изыскания проводились при помощи дистанционного зондирования и других передовых геофизических методов.


Версия № 3. «Дискотека»

Пожалуй, самой оригинальной версией предназначения Стоунхенджа (если не брать в расчет инопланетную базу для гуманоидиов), является версия о том, что Стоунхендж - древняя «дискотека».

Профессор Руперт Тилл, эксперт по акустике и музыкальным технологиям из Хадерсфилдского университета провел исследования и пришел к выводу, что исполинские камни комплекса являются идеальными звукоотражателями. Если их установить в определенном порядке, они могут давать интересные акустические эффекты.

Конечно, свои опыты (после компьютерного моделирования) Руперт Тилл проделывал не в Англии, а в штате Вашингтон, где есть точная копия мегалитического комплекса. Эта версия, хотя и кажется странной, не исключает предыдущую - на капище могли проводиться ритуальные танцы под аккомпанемент музыкальных инструментов.

Как строили?

Пролить свет на то, как был построен Стоунхендж, ученым помогло изучение материалов, из которых он состоит. Комплекс сложен из трёх типов камней:

1) Долерит («синий» камень, точнее, серый с синеватым оттенком песчаник)

2) Риолит

3) Вулканический туф.

Камни этих пород встречаются только в горах Уэльса (210 км от Стоунхенджа, а с учётом особенностей рельефа - 380 км).

По мнению исследователя Стоунхенджа Ричарда Аткинсона, камни везли на деревянных салазках по бревнам. Проведенные эксперименты показали: 24 человека могут перемещать таким способом груз в одну тонну со скоростью полтора километра в день.

Большая же часть пути проходила по воде. Скорости перемещения способствовало и то, что камни обрабатывали ещё до их перемещения на место, используя для этого как каменные инструменты, так и температурную обработку.

По словам Джеральда Хокинса, для установки блоков сначала откапывалась яма по размеру, три стенки которой были отвесными, а одна с углом в 45 градусов, использовавшаяся в качестве приемного пандуса.

Перед постановкой камня стенки ямы обкладывали деревянными кольями. Благодаря им камень скользил вниз, не осыпая землю. Оббитые в форме тупого конуса нижние части блоков можно было поворачивать по своей оси даже после того, как земля была утрамбована.

Что осталось от Стоунхенджа?

Если посмотреть на картину Джона Консебля, написанную им с натуры на территории Стоунхенджа в 1835 году, мы увидим груды сваленных камней. Именно так легендарный мегалитический комплекс выглядел вплоть до начала XX века. С тех пор он, как мы знаем, изменился. Не все об этом знают, но Стоунхендж подвергся серьезной и долгой реставрации.

Первый её этап прошел ещё в 1901 году. Реконструкция продолжалась вплоть до 1964-го, причем информация о работах тщательно скрывалась. Когда о ней стало известно широкой общественности, это породило многочисленные нападки общественности и прессы. Возмущаться было от чего. По сути, комплекс был отстроен заново. Реставраторы с помощью подъемных кранов ставили мегалиты и перемычки, укрепляли камни, бетонировали их основания.

В общем и целом, Стоунхендж «уже не тот», но об этом не принято упоминать в буклетах. Иначе бы этот самый известный (но далеко не уникальный) мегалитический комплекс не обеспечивал приток в 1 миллион тысяч туристов в год.

Стоунхендж (Stonehenge) – одна из самых популярных и самых посещаемых туристами британских достопримечательностей. Это место археологи исследуют уже много лет, но загадка так и остается неразгаданной, несмотря на обилие более или менее правдоподобных версий.

Что представляет собой Стоунхендж?

Это одно из самых древних, странных и удивительных сооружений на нашей планете. Этот каменный комплекс состоит из 83 пятитонных мегалитов, 30 каменных блоков (вес каждого около 25 тонн) и пяти громадных 50-тонных камней. Камни расположены на площадке диаметром примерно 100 метров, окруженной рвом и земляным валом. С помощью радиоуглеродного метода выяснили, что валы и ров были вырыты около 5 тыс. лет до н.э.

В центре сооружения – Алтарный камень, который окружен пятью парами камней с трилитами (перемычки наверху). Эти камни образуют «подкову», обращенную открытой стороной на восток. Подкову окружает кольцо из синих камней. Дальше расположено еще одно каменное кольцо, имеющее диаметр 33 метра. Оно окружено двумя рядами лунок. Еще один круг лунок находится ближе к земляному валу (так называемые «лунки Орби»).

Каменные глыбы отличаются материалом. Это не особо заметно на видео и фото Стоунхенджа, но вблизи абсолютно очевидно, что камни разнородные. Особенно выделяются синие камни, приобретающие характерный цвет под дождем. Впрочем, приблизиться к ним в это время не получится – в плохую погоду к памятнику не пускают.

Сложенные каменные арки указывают на стороны света. Поэтому, согласно одной из теорий, в древности это сооружение использовалось в качестве обсерватории.

Кто построил Стоунхендж?

История Стоунхенджа начисляет несколько тысячелетий. Ученые пока что так и не пришли к единому выводу, когда начали строить эти каменные сооружения. Ряд историков склоняется к мысли, что монумент мегалитов был возведен примерно за 3 тысячи лет до нашей эры. Другие считают, что памятник появился значительно позже – около 2200 до н.э. Археологические раскопки свидетельствуют, что, по крайней мере, за 2,5 тысячи лет до нашей эры на этом месте уже были захоронения.

Выдвигается также версия, что сооружение возводилось в несколько этапов. Углубления для установки камней были вырыты за 3,5 тысячи лет до н.э. Около 2000 года построили первый круг, а строительство второго круга относится к 1100 году нашей эры.

По подсчетам, строительные работы в совокупности заняли около четырех столетий. Перед установкой камни Стоунхенджа тщательно шлифовались. Стены ям обкладывали бревнами. Гигантские глыбы приводили в вертикальное положение с помощью канатов. Но тому, как устанавливали многотонные горизонтальные перекладины, до сих пор не найдено логического объяснения. Выдвигаются предложения, что их могли поднимать по специальным земляным насыпям или с помощью бревенчатых штабелей. Но, учитывая громадный вес, это выглядит слишком невероятным.

Тайной покрыт и вопрос транспортировки камней. Некоторые исследователи считают, что монолиты привозили с Эйвбери, расположенного в 30 км. В этом месте находится самый большой каменный круг в Европе. А голубой песчаник, которым выложен внутренний круг, доставлен с территорий современного Уэльса. Один из исследователей, Майк Паркер Пирсон, уверен, что это было сделано целенаправленно и символизировало объединение народностей, населявших в те времена юг Англии.

Согласно другой гипотезе, люди вообще не занимались транспортировкой камней, а монолиты оказались здесь из-за движения ледника. Но обнаруженные древние каменоломни свидетельствуют в пользу первой версии. Ученые экспериментальным путем попытались проверить, возможна ли транспортировка монолитов. И оказалось, что небольшие мегалиты до двух тонн совсем несложно перемещать на полозьях. Выдвигались и другие предположения о способах транспортировки: с помощью катков, методом «ходячих камней» и даже водным путем.

Исследования продолжаются по сей день и частично проливают свет на далекое прошлое. Возможно, в ближайшем будущем тайна и загадки Стоунхенджабудут полностью открыты, ведь для их раскрытия используют самые современные методы.

Легенды и мифы

Безусловно, такое необычное место не могло не породить множество легенды. Поскольку дать рационального объяснения сооружению каменного монумента никто не мог, то строительство Стоунхенджа приписывали гигантам, которые жили до Потопа, циклопам, инопланетянам и даже волшебнику Мерлину. Последняя версия наиболее популярна на британских островах.

Согласно древнекельтским преданиям, этот каменный комплекс «построил себя сам». В Средневековье считали, что этот монумент возведен королем кельтского племени бриттов Аврелием Амбрози в честь 460 британцев, которых вероломно убили саксы во время переговоров.

Также существует версия, что Стоунхендж был священным местом друидов. Но описание друидов в книге Юлия Цезаря «Галльская война», а также другие древнегреческие и древнеримские источники не содержат упоминаний об этом месте.

Реконструкция объекта способствовала появлению «инопланетной» версии. Чтобы избежать эрозии, некоторые камни «консервировали» с помощью бетонной «рубашки». Впоследствии бетон откалывался, а те, кто не знал о проведенных реставрационных работах, поспешили приписать строительство Стоунхенджа инопланетянам. Что, в общем, вполне логично: если кельты не умели делать бетон, то кто-то им его доставил. Ответ напрашивается сам собой – конечно же, космические пришельцы:)

  • Повышенный интерес к каменному памятнику среди широкой общественности возник только в начале XX века. До этого каменными глыбами интересовались только археологи, историки и мистики.
  • Реставрация каменного комплекса велась 65 лет – с 1900 года по 1965 год. До реставрационных работ часть камней уже была хаотично разбросана, а согласно исследованиям, памятник неоднократно перестраивался и умышленно разрушался еще в древние времена, в частности, в римский период.
  • Не все были согласны с реставрационной схемой расположения каменных глыб. В частности, Кристофер Чайппиндэйл, являющийся в те времена хранителем Музея археологии и антропологии при Кембриджском университете, утверждал, что камни расположены не на тех местах, где они были изначально.
  • Данкан Стил, британский астроном, в 1995 году выдвинул версию, что сооружение имело астрономическое предназначение и позволило избежать землянам космической катастрофы. Также эту гипотезу доказывал другой ученый, Джеральд Хокинс. Но при этом он не отбрасывал теорию оккультного использования места.
  • Памятник долгое время находился в частной собственности. Владельцем Стоунхенджа был Генрих XVIII, а впоследствии – королевская знать.
  • В 1915 году каменный комплекс приобрел миллионер Сесил Чабб. Но жена, которой он подарил древний памятник, оказалась не в восторге, поэтому спустя три года Чабб решил сделать этот роскошный подарок британскому народу.
  • Земля, на которой находится Стоунхендж, после Первой мировой войны была выставлена на аукцион.
  • Действие романа «Червь» писателя Джона Фаулза происходит в этом загадочном месте.
  • Неподалеку расположен один из крупнейших в мире курганов высотой в 40 метров, который считают ровесником Стоунхенджа.
  • Памятник вместе с окрестностями включен в список Всемирного наследия Юнеско.

Где находится Стоунхендж?

Расположен Стоунхендж в Великобритании, Англия, вблизи города Эймсбери – это самый ближайший населенный пункт (расстояние примерно 3,5 км).

Объект открыт для посещения с 9.00 до 20.00 (продажа билетов прекращается в 18.00). Билет обойдется в 16,5 британских фунтов для взрослых и 9,9 GBP для детей. За эти деньги вы сможете посмотреть достопримечательность на отдалении, из-за веревочного заграждения. Также проводят индивидуальные туры в вечернее и рассветное время – это единственная возможность подойти непосредственно к реликвии и прикоснуться собственноручно к древним камням.

Выделите для поездки целый день, потому что дорога занимает немало времени (около двух часов в одну сторону), и, кроме собственно Стоунхенджа, думаю, вы захотите посетить местный музей – там тоже немало интересностей.

Есть несколько вариантов, как попасть в Стоунхендж:


В любом случае, по времени это быстрее, так как не нужно ехать до Солсбери, ждать там автобус к Стоунхенджу и проделывать практически путь назад.

Впрочем, какой бы вы вариант не выбрали – оно того стоит. Увидеть воочию одну из самых известных и больших загадок на планете – это незабываемые ощущения!

Это просто подборка из Сети. Но пусть она будет здесь... а то бегай по всему Яндексу, когда надо датировки строительства уточнить...

Текст вычитан мною, местами сокращен (особенно про инопланетян!), чуть дополнен. Копирайт один: (с) ИИ - "из интернета".
Как-то в общем неправильно у нас вышло, что про Стоунхендж на сем форуме три треда, да еще и в разных разделах... посему дала перекрестные ссылки.
________________________________________________
http://www.dm-realty.ru/doc/articles/id_16129/index.aspx

Одно из самых загадочных и древних архитектурных сооружений в мире - пожалуй, это единственное утверждение о Стоунхендже, с которым согласны все. Остальное - этапы и время строительства, происхождение материала, авторы и исполнители «проекта» - веками было предметом жарких споров. А уж о реальном предназначении гигантского каменного кольца, существующего несколько тысячелетий, мы, возможно, не узнаем никогда…

Мифы и легенды

Стоунхендж - саксонское название самого, наверное, посещаемого мегалитического сооружения в мире. По общепринятой версии означает оно «висячий (подвешенный) камень», но некоторые трактуют его как «каменная изгородь»; впрочем, оба варианта соответствуют тому, что сейчас можно увидеть на равнине Солсбери. Уникальность и необычность этого рукотворного каменного чуда не могли не вызвать появления разных версий его происхождения. Многие предания утверждают (А.Б.: Гальфрид Монмутский, "История бриттов"), что камни Стоунхенджа обладают целебной силой - они якобы происходят из Африки, где использовались язычниками как целительные, а потом были переправлены великанами в Ирландию (А.Б.: а потом добрая душа Мерлин их по воздуху перенес в Британию).

Про громадный отдельно стоящий Пяточный камень есть своя история. Будто бы дьявол купил камни у женщины в Ирландии, принес их на равнину Солсбери и воскликнул: «Никто никогда не узнает, как эти камни сюда попали». Однако его услышал монах и ответил: «Зря ты так думаешь!» Тогда дьявол швырнул в него одну из глыб и попал в пятку; камень ушел в землю и стоит на том месте до сих пор.

Материал и форма

Стоунхендж представляет собой систему концентрических окружностей диаметром более 100 м, обозначенных валами, лунками и огромными камнями.
А.Б.: Это ТРИ кольца: внутренняя полуподкова (см. далее о трилитах), средний круг и внешние валы и рвы, где находятся четыре крупных камня.
Согласно последним данным, полученным методом радиоуглеродных проб, Стоунхендж строили в несколько этапов на протяжении многих веков между 3100 и 1600 (вариант: 1100) годами до нашей эры. Он находится на большом открытом пространстве к юго-западу от Лондона, недалеко от города Солсбери в графстве Уилтшир и является одним из самых знаменитых мегалитов. Мегалитами (от греческих слов, обозначающих «большой» и «камень») называют древние сооружения из необработанных или частично обработанных каменных глыб, размещенных в особом порядке.

Самая удивительная часть Стоунхенджа - трилиты (буквально «тройные камни»), расположенные в форме подковы в центре комплекса. Их всего пять, и они оправдывают свое название, поскольку это сдвоенные каменные блоки из плотного песчаника‑сарсена, накрытые сверху тяжелыми плитами. Высота трилитов возрастает от концов подковы к середине, самый большой из них возвышается над землей на семь метров. Столь же внушительно выглядит охватывающее трилиты сарсеновое кольцо - группа глыб семиметровой высоты, каждая из которых весит больше 25 т. Они были доставлены с холмов Мальборо, находящихся в 39 км к северу от Стоунхенджа, обтесаны и скреплены между собой горизонтальными перемычками.

Кроме сарсена при строительстве Стоунхенджа использовали так называемые голубые камни - песчаник сине-серого оттенка, отличающийся по своему геологическому составу от местных пород. По одной версии, его по воде и волоком переместили с гор Преселли в Южном Уэльсе, расположенных на расстоянии около 300 км от Стоунхенджа (была обнаружена даже каменоломня, в которой их могли добывать). Современные энтузиасты, разумеется, не упустили случая повторить этот подвиг - в 2000 году группа англичан каждые выходные в течение полугода собиралась вместе и с помощью приемов и орудий, доступных древним, перемещала голубой камень весом три тонны по имени «Элвис» из гор Преселли к Стоунхенджу. Согласно другой гипотезе, камни не настолько однородны по своим характеристикам, чтобы происходить из одного места, и попали они на равнину Солсбери скорее в результате движения ледников.

Самым заметным расположенным на отдалении элементом является Пяточный камень, который находится за пределами сарсенового кольца. Есть еще так называемые базовые камни - изначально их было четыре, а сейчас осталось два. соединяющие их линии пересекались под углом ровно 45° в самом центре сооружения. Примерно в середине его лежит на земле и так называемый Алтарный камень, представляющий собой обтесанный песчаник.
(А.Б.: относительно этого камня и назначения сооружения как такового см. мой любимый тред "Стоунхендж, Дельфы и особая форма погребения: )

Кроме камней важную роль в структуре Стоунхенджа играют рвы, насыпи и разного рода углубления. Всю постройку окружает вал диаметром около 100 м. С внутренней его стороны расположены ямы, названные лунками Обри в честь исследователя Джона Обри, который одним из первых в XVII веке стал серьезно изучать Стоунхендж. От памятника на северо-восток идет огражденная рвами и валами широкая «аллея», поворачивающая затем в сторону реки Эйвон. Однако все это лишь то, что мы видим сегодня: за несколько тысячелетий Стоунхендж не только изрядно пострадал от времени и вандалов, но и несколько раз перестраивался…

Строители и строительство

Согласно современным научным данным Стоунхендж был возведен в три этапа тремя разными народами. Авторство делят неолитические скотоводы и земледельцы III тысячилетия до нашей эры, солнцепоклонники, носители культуры кубков (1700‑е годы до нашей эры) и, наконец, представители уэссекской культуры бронзового века (середина II тысячилетия до нашей эры). Кроме того, установлено, что создатели Стоунхенджа испытали влияние культур Средиземноморья. В частности, они преднамеренно искажали пропорции каменных глыб, чтобы скорректировать оптические иллюзии. Трилиты в верхней части толще, чем у основания, поэтому не кажется, что кверху они сужаются, а их поверхность сделана немного выпуклой, чтобы избежать эффекта вогнутости.

В самом первом приближении история сооружения выглядит так. Стоунхендж-1 представлял собой кольцевой ров и вал и, возможно, служил кладбищем. В период строительства высота вала составляла 1,8 м (сейчас - примерно 60 см). С северо-востока ров и вал имеют проход шириной в 11 м. По кругу вдоль наружного вала расположены 56 маленьких лунок Обри. Примерно в двух третях из них обнаружены останки кремированных людей. К северо-востоку от входа в кольцо стоит семиметровый Пяточный камень, бывший единственным каменным элементом на первом этапе сооружения Стоунхенджа.

Второй этап связан с носителями культуры кубков. При строительстве Стоунхенджа-2 была проложена земляная «аллея» между Пяточным камнем и входом, возведены два кольца диаметром 23 и 26 м из 80 каменных глыб голубого цвета - огромных монолитов долерита, риолита и других вулканических пород. Тогда же центр памятника был слегка смещен таким образом, чтобы радиус, проходящий через Пяточный камень, указывал на точку восхода солнца в день летнего солнцестояния.

На заключительном этапе строительства (Стоунхендж-3) была произведена перестановка мегалитов. Голубые камни заменили кольцевой колоннадой из вертикальных глыб, на которые опирались горизонтально положенные плиты. Внутри круга установили в форме подковы пять трилитов.

Смысл и назначение

Астроном Фред Хойл, изучив все геометрические особенности Стоунхенджа, определил, что его создатели знали точный орбитальный период Луны и продолжительность солнечного года. Стоунхендж служил календарем для определения дней солнцестояния и равноденствия (А.Б.: да НЕ СЛУЖИЛ!!! ориентация на светила и положения солнца служила ритуальным целям. Б.Чертов совершенно правильно пишет, что для наблюдений за солнцем и звездами достаточно на палочке зарубки сделать, а не мегалиты громоздить). При взгляде из центра или с любой точки, расположенной на главной оси (проходящей через Алтарный и Пяточный камни и направленной вдоль «аллеи») Пяточный камень оказывается как раз напротив места восхода солнца в день летнего солнцестояния. Согласно одной из гипотез Стоунхендж не только ориентирован на некоторые главные точки цикла движения Луны, но также использовался в качестве своеобразного «калькулятора» для предсказания солнечных и лунных затмений.

Наиболее оригинальную теорию предложил в 1963 году астроном Джеральд Хокинс. Он рассчитал ориентацию по сторонам света линий, соединяющих примерно 170 пар элементов сооружения, сопоставил эти данные с расположением небесных светил в 1500 году до нашей эры и заложил полученную информацию в компьютер. В 24 случаях обнаружилась тесная связь с положениями Солнца и Луны. Хокинс установил, что заход Солнца в день зимнего солнцестояния виден из центра, точно сквозь арку среднего из трилитов, а затмения Луны в период зимнего солнцестояния приходятся на моменты ее восхода точно за Пяточным камнем трижды в течение 56‑летнего цикла. Ученый предположил, что 56 лунок Обри предназначались для ежегодного перемещения из одной лунки в другую специальных камней с целью фиксации течения цикла затмений.

В 1998 году астрономы пришли к выводу, что Стоунхендж представляет собой точную модель солнечной системы в поперечном разрезе, которая согласно этой модели состоит не из девяти, а из двенадцати планет.

Наряду с несомненными свидетельствами тесной связи Стоунхенджа с астрономией есть не менее очевидные доказательства его сакрального предназначения как места кремации и погребения. Многие считают его самым крупным древнейшим кладбищем Великобритании - здесь обнаружено минимум 250 мест кремации.

Наконец, недавно опубликована работа, в соответствии с которой Стоунхендж был аналогом французского Лурда, куда стекаются паломники со всего света в надежде получить исцеление. Такая гипотеза основана на том, что в районе Стоунхенджа найдено много захоронений людей, которых сегодня мы назвали бы инвалидами. Горы Преселли, откуда, вероятно, происходят голубые мегалиты, славятся своими целебными источниками, которые могли передать целительные свойства камням. Известно также, что люди веками приходили в Стоунхендж, чтобы отколоть себе кусочек камня в качестве талисмана.

Живые и мертвые

В 1922 году в нескольких километрах от Стоунхенджа ученые нашли очень похожее на него по форме древнее сооружение, но сделанное из дерева и ориентированное не на точку заката в момент зимнего солнцестояния, а на точку восхода. Нетрудно догадаться, что новую находку немедленно окрестили Вудхенджем (от англ. wood - «дерево»). А совсем недавно британские археологи обнаружили рядом с Вудхенджем деревню, которая, судя по всему, использовалась не круглый год и служила местом проведения пиршеств. По подсчетам археологов, она состояла из сотни жилищ - это самое крупное из известных сегодня британских неолитических поселений.

Радиоуглеродный анализ показал, что деревня была обитаемой в 2600 году до нашей эры - именно тогда, когда строили Стоунхендж. По сохранившимся обглоданным свиным костям ученые установили, что люди собирались там в январе - феврале (возраст животных был примерно девять месяцев, а поросята появляются на свет в апреле - мае). Исследователи предполагают, что в деревне проходили похоронные церемонии, после которых тела сплавляли по реке Эйвон и переносили в Стоунхендж, где проводили кремацию. Эта версия подтверждается и данными антропологии, согласно которым дерево ассоциировалось с миром живых, а камень - с миром мертвых предков. Путешествие от дерева по воде к камню символизировало путь от жизни к смерти.

Бремя славы

В отличие от многих других памятников древности Стоунхендж остается и сегодня живым и в каком‑то смысле действующим. Его имя служит шаблоном, по которому называют другие сооружения. Например, в Норфолке обнаружили похожую структуру из дерева, наполовину затопленную водой, которую стали называть Си-хендж (от англ. sea - «море»).

Форма древнего каменного строения в графстве Уилтшир вызывает неудержимый зуд подражательства. В Америке, в штате Вашингтон, есть свой Стоунхендж - военный мемориал, который даже «лучше» прообраза, потому что показывает целый Стоунхендж, не пострадавший от времени и стихий. А в Новой Зеландии по заказу Астрономического общества построили Стоунхендж-антипод - точную копию, выполненную из дерева и бетона с учетом астрономических особенностей южного полушария. Свои маленькие «стоунхенджики» имеются в кампусах американских университетов в Миссури и Пенсильвании.

Есть и весьма оригинальные вариации на вечную тему. В Небраске один художник построил «Кар-хендж» - копию Стоунхенджа, сложенную из старых автомобилей, а в Нью-Мехико другой художник соорудил из старых холодильников «Фридж-хендж». Говорят, в приграничной зоне Берлина в начале 1990‑х существовал «Танк-хендж», сделанный из трех советских БТР.

Несмотря на огромное количество изображений, копий и пародий, многие относятся к Стоунхенджу весьма серьезно. Представители самых разных религиозных традиций в один голос говорят о его исключительной энергетике, о физическом ощущении его необыкновенности, которое нельзя объяснить никакими научными выкладками.