Формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни. Как себя мотивировать на здоровый образ жизни? Если вы все-таки решили перейти на сторону здоровья

Виктория Гарян
Опыт работы «Создание положительной мотивации для формирования ЗОЖ детей»

Московская область

Раменский муниципальный район

п. Рылеево

МДОУ Детский сад комбинированного вида №58

Доклад к педсовету на тему :

«Создание положительной мотивации для ЗОЖ детей »

Воспитатель Гарян В. О.

2017-2018 уч. год

О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью.

Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем детского организма. Поэтому любое дошкольное учреждение должно стать “школой здорового образа жизни” детей , где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) носит оздоровительно-педагогическую направленность и способствует воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребёнку. Формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного формирования как в детском саду , так и в семье.

Здоровый образ жизни - один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качество жизни, а дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность.

Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетным являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье , ориентации их жизненных интересов на ЗОЖ.

Мы понимаем под мотивами здорового образа жизни целостную систему осознанных побуждений, и направляющих проявления личности (нравственные, духовные, физические) в различных сферах жизнедеятельности с позиций ценностей своего здоровья. Понимание, сущность мотивации здорового образа жизни требует осмысления такой базисной категории, как «здоровый образ жизни» .

Проблемы воспитания здорового ребёнка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного дошкольного воспитания и диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации.

Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции , при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.

Формирование здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в трудовой деятельности. Отношение ребёнка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно выстроить здание потребности в здоровом образе жизни.

Чтобы активно влиять на позицию ребёнка по отношению к собственному здоровью, необходимо знать, что само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальны) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Выделяется несколько компонентов здоровья :

1. Соматическое здоровье-состояние организма человека, индивидуального развития.

2. Физическое здоровье-уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое развитие – состояние психической сферы.

4. Нравственное здоровье- установка мотивов поведения человека .

Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским : «трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным» .

Старший дошкольный возраст – подготовка к этапу осознания и эмоционально-оценочного отношения к своему здоровью, время формирования представлений о факторах, влияющих на здоровье человека; формирования установки на здоровый образ жизни.

Целью нашей работы по формированию здорового образа жизни было :

Создание положительной мотивации для формирования здорового образа жизни.

Задачи :

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей ;

- формирование у воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Воспитание культурно- гигиенических навыков;

Способствовать накоплению знаний о факторах, влияющих на здоровье человека.

Способствовать формированию представлений о душевной красоте и душевном здоровье человека;

С целью оздоровления и укрепления здоровья воспитанников в группе проводится оздоровительная работа в соответствии с программами :

Комплексная «Радуга» Программа воспитания и обучения в детском саду Авторский коллектив под рук Т. Н. Дороновой

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркина, «Здоровье» В. Г. Алямовская

Воспитательная работа по ЗОЖ осуществляется в следующих разделах познавательного развития :

1. «Я и мое здоровье» . Резервы моего здоровья – мое богатство.

2. «Я и другие люди» . Взаимодействие в коллективе как условие, здоровья ребенка.

3. «Я и общество» . Явления общественной жизни, социальные институты.

4. «Я и мир вещей» . Увлекательное отношение к творениям рук человеческих.

5. «Мир природы» . Взаимодействие с природой как основа здоровья.

Т. Б. Филичева, Г. Б. Чиркина

Осуществляется многоплановая работа по проведению профилактических мероприятий, способствующих снижению заболеваемости детей :

Витаминотерапия

Босохождение

Дыхательная гимнастика

Самомассаж

Пальчиковые игры

Закаливающее мероприятие «Контрастные ножные ванны»

Специальные корригирующие упражнения

на :

детей ;

Вариативности методов и форм обучения ;

- Создание

Реализуется индивидуальный подход на основе диагностики физического развития и журнала здоровья, который включает основные показатели состояния здоровья ребенка.

В группе сложился системный подход к организации физкультурно- оздоровительной работы с детьми .

Здоровьесберегающие технологии обучения основаны на :

На возрастных особенностях познавательной деятельности детей ;

Вариативности методов и форм обучения ;

Оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок;

Использование наглядности и различных форм представления информации ;

- Создание эмоционально благополучной атмосферы.

В своей работе используем пособие Шарыгиной Т. А. «Беседы о здоровье» , где учили детей заботиться о своем здоровье, воспитываем у детей стремление быть здоровыми. В работе , с детьми мы стараемся формировать навыки личной гигиены, тщательно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после прогулки, знать и называть части тела. Для усвоения гигиенических навыков использовала дидактические игры как «Лекарственные растения» , «Кукла Маша принимает гостей» , «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» . Большое внимание в работе с детьми уделяли формированию навыков самообслуживания. Рассматривая одежду, объясняем, для чего надеваем носки, колготки, шарф, шапку, варежки. Все эти беседы помогают обогатить знания детей , словарь, развивают знание беречь свое тело.

Проводили беседы :

1) «Откуда берутся болезни» - целью этой беседы было сформировать представления о здоровье, болезнях, микробах, сообщала элементарные сведения об инфекционных заболеваниях, способах распространения болезней, научить заботиться о своем здоровье.

2) «Чтобы кожа была здоровой» , следить за ее чистотой, где знакомила со строением кожи, закрепляли правила ухода за кожей. Даём детям элементарные сведения о своём организме, формируем у детей навыки личной гигиены (ухаживать за волосами, зубами, кожей) . Учим видеть красоту и пользу в чистоте и опрятности, через беседы : «Личная гигиена» , «Чистота и здоровье» , «Чтобы быть здоровым» и др.

3) «Для чего нужна зарядка» - где приобщали детей к регулярным занятиям физкультурой. Так же в своей работе широко используем обучающие презентации : «Я и моё тело» , «Мы разные люди» , «Глаза» , «Правила личной гигиены» , «Удивительные превращения пищи» и др.

Беседуя с детьми, обращала внимание на то, как важно беречь свое здоровье, заботиться о нем, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

Также учили быть осторожными при контакте с незнакомыми людьми, с бездомными животными, обучали основным правилам безопасного поведения на улицах.

Читали сказки «Заюшкина избушка» , «Кот, петух, лиса» . Эти сказки использовали, чтобы помочь детям понять, как нужно вести себя дома, общаться с чужими людьми, сохранить свою безопасность. Прочитав сказку «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака и анализируя содержание сказки с детьми старались помочь понять, почему же так случилось с мышонком, что он попал в беду?. Большое внимание уделяем закаливанию детей «Контрастные ножные ванны» . Провела занятие : «Мое тело» , «Чудо - вода» , «Где прячется здоровье?» .

Выясняли какие продукты полезные, т. к. полезные продукты помогают организму расти, питают его витаминами. Провела игры : «Что мы едим на завтрак, обед, ужин?» , «Кто что любит» . Через игры, беседы даю знания о полезной пище, «Экскурсия в продовольственный магазин» , создания панно вместе с детьми. Большое внимание уделяем индивидуальной работе с детьми на прогулке. Отдаём предпочтение подвижным играм, которые способствуют тренировке носового дыхания, улучшению дыхания в целом. В этих целях мы используем такие игры, как «Филин» , «Подуй на шарик» , «Ваньки –встаньки» , «Лети пёрышко» , «Ушки» , «Кошка» , «Обними плечи» , повороты.

Все усилия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей , не имеют ожидаемых результатов без понимания и поддержки родителей. Совместную работу с семьёй строим на следующих принципах : единство, систематичность, индивидуальный подход, взаимное доверие. Понимая, что многое зависит от того, как взрослые относятся к здоровью, проводили работу с родителями : беседы групповые и индивидуальные. Совместно с родителями провели родительское собрание на котором был поднят вопрос по ЗОЖ. Выставлялись для родителей папки – передвижки по теме "Здоровье".

Таким образом, совместная работа всех взрослых , окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения , а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания , умения, навыки ЗОЖ. У детей появляется стойкая мотивация на здоровый образ жизни, происходит осознание ими ответственности за своё здоровье, даёт результаты по снижению заболеваемости и повышению уровня здоровья детей .

Приобщение человека к ЗОЖ следует начинать сформирования у него мотивации здоровья. Забота о здоровье, его укреплении должна стать ценностным мотивом, формирующим, регулирующим и контролирующим образ жизни человека. Образ жизни каждого человека определяет его представления о смысле жизни, отношение к окружающему миру, к себе, к своему здоровью. Доказано, что никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если всем этим не управляет осознанная мотивация здоровья.

Мотивация здоровья формируется на базе двух важных принципов -- возрастного, согласно которому воспитание мотивации здоровья необходимо начинать с раннего детства, и деятельностного, по которому мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность по отношению к себе, т.е. формировать новые качества путем упражнений. Опыт оздоровительной деятельности и упражнения в ней создают соответствующую мотивацию (целенаправленную потребность) и установку (готовность к деятельности) на здоровье подобно тому, как «аппетит приходит во время еды». На основе этой осознанной мотивации формируется собственный стиль здорового поведения. Стиль здоровой жизни определяется разными мотивами. Назовем главные из них:

Мотивация самосохранения: человек не совершает того или иного действия, зная, что оно угрожает его здоровью и жизни. Например, человек не будет прыгать с моста в реку, если он не умеет плавать, ибо заведомо знает, что утонет;

Мотивация подчинения этнокультурным требованиям: человек подчиняется этнокультурным требованиям потому, что хочет быть равноправным членом общества и жить в гармонии с его членами. В течение длительной социальной эволюции общество отбирало полезные привычки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов. Все это передавалось в определенном этносе от поколения к поколению в виде табу или традиций. Неподчинение требованиям рассматривалось как вызов обществу и подвергалось наказаниям. Например, исходя из гигиенических, эстетических и этических требований человека с раннего детства приучают отправлять свои физиологические потребности в определенных закрытых местах, специально для этого оборудованных; нарушение этих норм чревато негативными последствиями;

Мотивация получения удовольствия от здоровья: эта простая гедоническая (наслажденческая) мотивация, ибо ощущение здоровья приносит радость. Чтобы испытать это чувство, человек стремится быть здоровым. Например, дети и подростки любят бегать, прыгать, танцевать, так как эти занятия улучшают кровообращение в организме, повышают обмен веществ, вызывают положительные эмоции, повышают настроение. Все это способствует формированию мотивации, побуждающей к максимизации двигательной активности такого характера, а позже к формированию интереса к систематическим занятиям танцами или физической культурой. По мере взросления эти занятия перейдут в привычку, которая непременно будет доставлять удовольствие, поскольку результатом будет не только хорошее настроение, но и физическое совершенство. Важно не переусердствовать в этом;

Мотивация самосовершенствования: выражается в осознании того, что, будучи здоровым, можно подняться на более высокую ступень общественной лестницы. Эта мотивация весьма существенна для выпускников средних и высших учебных заведений, когда необходимо быть конкурентоспособным, чтобы добиться высокого уровня общественного признания. У здорового выпускника больше шансов на успех;

Мотивация маневрирования: она сводится к тому, что здоровый человек сможет по своему усмотрению изменять свою роль и свое местоположение в сообществе. Здоровый человек может менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую, он чувствует себя свободным независимо от внешних условий;

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности, вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятие физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в различных уровнях поэтапно.

Составной частью методики обучения физической культуре является система знаний по проведению занятий физическими упражнениями. Без знания методики занятий физкультурными упражнениями невозможно четко и правильно выполнять их, а следовательно эффект от выполнения этих упражнений уменьшиться. Неправильное выполнение физкультурных занятий приводит лишь к потере лишней энергии, а следовательно, и жизненной активности, что могло бы быть направлено на более полезные занятия даже теми же физическими упражнениями, но в правильном исполнении, или другими полезными делами.

Разработка методики занятий физическими упражнениями должна производиться высокопрофессиональными специалистами в области физической культуры, так как неправильная методика выполнения может привести и к более серьезным последствиям, даже к травмам.

Важнейшей задачей физического воспитания является воспитание крепких, здоровых людей, в полной мере овладевших навыками и умениями по физической культуре.

Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявлений организма и личности человека. В поведении это проявляется в большей жизненной энергии, собранности, хорошей, коммуникабельности, ощущении своей физической и психо-эмоциональной привлекательности, оптимистическом настрое, умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостную культуру жизнедеятельности. В психологическом аспекте достоинства здорового образа жизни обнаруживаются в качестве психического здоровья, хорошем самочувствии, в нервно-психической устойчивости, способности успешно переносить последствия психических стрессов; в хорошо выраженной волевой организации (самообладании, целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели, решительности), уверенности в своих силах, меньшей подверженности депрессии, ипохондрии, мнительности. В функциональном проявлении можно отметить: более высокое качество здоровья, улучшение адаптационных процессов, повышение работоспособности и тренированности; снижение заболеваемости и болезненных ощущений; более быстрое и полноценное течение процессов восстановления после физической и умственной деятельности; усиление иммунных механизмов защиты организма; активность обменных процессов в организме; усиление половой потенции, нормализация соотношения массы тела и роста; хорошую осанку и легкость походки.

Приведенное содержание критериев может быть расширено и детализировано в зависимости от потребностей личности.

Цель : выработать комплекс мероприятий, мотивирующих школьников к здоровому образу жизни.

Гипотеза: можно разработать комплекс мероприятий, мотивирующих школьников к здоровому образу жизни.

Задачи :

1) выяснить, что означает термин «здоровье»;

2) узнать уровень состояния здоровья школьников России в настоящее время;

3) провести опрос, на основании которого проанализировать отношение школьников к своему здоровью;

4) разобрать понятие здорового образа жизни и его составляющих;

5) выяснить, что означает термин «мотивация»

6) выработать комплекс мероприятий.

Актуальность : согласно официальной статистике, в настоящее время в нашей стране приверженность граждан здоровому образу жизни чрезвычайно низка. Распространение вредных привычек среди подрастающего поколения и ухудшения состояния здоровья россиян, связанного с несоблюдением основных принципов здорового образа жизни, требуют поиска эффективных мер формирования мотивации здоровье сберегающего поведения. Здоровье подрастающего поколения определяет уровень развития общества. Оценивая здоровье детей сегодня, мы получаем прогноз благосостояния страны на будущее.

Ход работы .

1. Работая с различными источниками, разбираем понятие «здоровье».

Понятие здоровья различными специалистами определяется по-разному. Физиологи считают, что здоровье — способность человека к оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1948 г. здоровье определяется как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезни или физических дефектов».

По В. П. Казначееву (1978), здоровье – это процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни.

А. Г. Щедрина предлагает такую формулировку: «Здоровье - это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), которое развивается… в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяет человеку… осуществлять его биологические и социальные функции».

Т. о., Здоровье - это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе.

2. Узнаём уровень состояния здоровья школьников России в настоящее время, используя материал из достоверных источников.

Состояние здоровья подрастающего поколения в нашей стране представляет собой серьезную государственную проблему, от решения которой во многом зависит дальнейшее экономическое и социальное благополучие общества. Устойчивый характер приобрели негативные сдвиги, в первую очередь, в состоянии здоровья детей и подростков.

Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья обучающихся школ.

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:

  1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%.
  2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений возросла в 1,5 раза, хронических болезни - в 2 раза. Половина школьников 7–9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.
  3. Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое - болезни почек.
  4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7–8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10–11 лет - 3 диагноза, 16–17 лет - 3–4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.

Причин сложившейся ситуации несколько и многие из них связаны со школой. К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья школьников, в первую очередь, относятся несоблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях, неполноценное питание, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе. Объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников. До 80% учеников постоянно или периодически испытывают учебный стресс. Всё это в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности, оказывает негативное воздействие на развивающийся организм. Также, на здоровье губительно сказывается низкая двигательная активность. Ее дефицит уже в младших классах составляет 35–40 процентов, а среди старшеклассников – 75–85 процентов.

В немалой степени неблагополучие здоровья школьников возникает от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Кроме того, значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников (старших классов) являются вредные факторы – курение, алкоголь.

3. Проводим анкетирование школьников и на основании полученных ответов анализируем их отношение к своему здоровью.

Мотивация самосохранения.

Действует преимущественно при наличии существенной проблемы со здоровьем или при опасных обстоятельствах. Аллергик, перенесший анафилактический шок, вряд ли будет есть шоколад, если отчетливо помнит, что именно этот продукт стал причиной угрожающего для жизни состояния. Сколь бы вкусным ни было лакомство, оно не станет соблазном для такого человека.

Именно мотивация самосохранения может стать решающей для отказа от употребления наркотиков. Если ребенок с детства знает о частоте «молодых» смертей у наркоманов, то это может оказаться сильной мотивирующей силой.

Однако попытки необоснованного использования мотивации самосохранения могут принести только вред: родитель, говорящий о смертельной опасности курения, не сможет долго «морочить голову» ребенку: увидев, сколько людей разных возрастов курит и продолжает вести активную жизнь, школьник только потеряет доверие к родителю, а это сделает дальнейшие воспитательные усилия бесполезными. Говоря о вреде курения лучше делать акцент на саму зависимость, как потерю свободы, и на проблемы со здоровьем у курильщиков.

Также следует помнить, что мотивация самосохранения у детей относительно невысока: дети часто «носят розовые очки» и уверены, что с ними ничего страшного произойти не может.

Мотивация подчинения правилам общества.

Ребенок, как, впрочем, и большинство взрослых людей, тяжело воспринимает состояние неприятия его личности окружающими людьми. На этом, например, строится выполнение многих гигиенических процедур.

Именно благодаря мотивации такого типа окружение ребенка может оказать существенное влияние на его образ жизни. Это становится наиболее значимым в подростковом возрасте, когда школьники, общаясь тесными компаниями, перенимают друг у друга привычки и предпочтения. В этом отношении компания с выраженными спортивными установками может стать отличной базой для формирования здорового образа жизни школьника.

1. Мотивация удовольствия.

Удовольствие от здорового тела является сильным стимулом соблюдения правил здорового образа жизни. Больной ребенок не может вволю побегать и поиграть, а это мотивирует его к правильному поведению, нацеленному на скорейшее выздоровление.

2. Мотивация социализации.

Стремление занять в обществе более высокую ступень может иметь двоякое значение. В компании асоциального типа подросток начинает курить и пить пиво только для того, чтобы быть «своим». А вот в ситуации позитивного общения подросток стремится к достижению наилучшей физической формы и самосовершенствованию.

3. Сексуальная мотивация.

Актуальна для школьников старшего и среднего звена. Попытки сделать свое тело более привлекательным, а также забота о сексуальной силе (у мальчиков) могут стать решающим мотивирующим фактором здорового образа жизни.

Создание привлекательных материальных условий .

Покупайте забавные зубные щетки с изображением героя мультфильма, приобретайте для занятий спортом красивую одежду и аксессуары, выбирайте спортивную секцию в современном физкультурно-оздоровительном центре, готовьте вкусную и внешне привлекательную полезную пищу – все что красиво, приятно для глаз, слуха и на ощупь может стать дополнительным (но не основным) стимулом здорового образа жизни.

Большую роль в мотивации здорового образа жизни ребёнка играет педагог, т.к. школьники больше всего времени проводят на учёбе. Поэтому каждый учитель должен обладать теми знаниями и умениями, с помощью которых можно направить детей на путь здорового образа жизни. Это можно сделать различными способами, например, решением задач о здоровье на уроках математики, изучение художественных произведений о здоровье на уроках литературы, проведение внеурочных мероприятий, нацеленных на то, чтобы показать учащимся, к чему может привести несоблюдение правил ЗОЖ, организация спортивных мероприятий, посвящённых ЗОЖ.

Вывод: таким образом, нам удалось разработать комплекс мероприятий, мотивирующих школьников к ЗОЖ, то есть гипотеза доказана.

Источники.

2 Волкова В.Н. 1 Сахарова Н.А. 1 Самойленко В.А. 1 Калина В.В. 1

1 ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

2 МАДОУ «Детский сад № 11 общеразвивающего вида»

Рассмотрена возможность формирования мотивации к здоровому образу жизни у детей и учащейся молодежи. В качестве основных направлений физического воспитания апробирована просветительская и физкультурно-оздоровительная работа. Установлено, что конечный эффект формирования мотивации в большой степени зависит от положительной эмоциональной окраски процесса воспитания. Весьма интересным и эффективным методом физического воспитания является использование игр на занятиях в образовательных дошкольных учреждениях, а также в начальных классах общеобразовательной школы. Подвижные игры оказывают благотворное влияние на физическое развитие детей. Физическая нагрузка (приседание, подпрыгивание, передвижение и др.) которая происходит в игровой ситуации, совершается без перенапряжения и вызывает ощущения радости, удовольствия. Использование метода автокоррекции может существенно облегчить процесс формирования мотивации. Разработанная нами методика воспитания физических качеств у студентов в форме целенаправленного педагогического процесса, включает в себя несколько блоков, которые помогают отказаться от вредных привычек (курения, употребления алкогольных напитков, наркотических веществ), заложить основу для формирования мотивации к здоровому образу жизни и использовать полученные знания в процессе профессиональной деятельности.

здоровье

мотивация

воспитание

вредные привычки

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 220 с.

2. Баранов В.М. Физические упражнения в режиме дня. – Киев: Здоровья, 1978. – 224 с.

3. Большая медицинская энциклопедия / под ред. Б.В. Петровского. – М., Мысль, 1978. – С. 355–356.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2002. – 508 с.

5. Коровин С.С., Фомин Н.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка работников сферы обслуживания. – Оренбург: ОГПИ, 1991. – 109 с.

6. Куликов Л.В. Осознание здоровья как ценности //Психология здоровья. СПб., 2000. – С. 240–284.

7. Николаева Н.И. Рекреационные технологии: учебное пособие. – В. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2008. – 451 с. ISBN 978–5–89896–332–3.

8. Семчук Н.Н., Орлова Г.А., Щербина М.Н. Патент на полезную модель № 42199 «Тренажер-самоучитель. Приоритет 27 февраля 2004 г., зарегистрировано в Государственном реестре полезных моделей Российской Федерации 20 ноября 2004 г.

9. Desi E.L., Ryan R.M. Intrinsic Motivation and Self – Determination in Human Behavior. – New-York, London: Plenum Press, 1986. ‒ 371 p.

Физическое воспитание, развитие и формирование здорового образа жизни детей и учащейся молодежи - один из важнейших приоритетов государственной политики, направленных на обеспечение национальной безопасности страны. С этим связана не только первичная профилактика большого количества заболеваний, но также и решение многих социальных, производственных и личностных проблем: трудоспособности, производительности труда, комфортности жизни и ее продолжительности.

Цель исследования ‒ разработка и сопоставительная оценка эффективности методов формирования мотивации к здоровому образу жизни для разных возрастных групп населения.

Материал и методы исследования

Исследования проведены на базе дошкольных образовательных учреждений и средних общеобразовательных школ Великого Новгорода и Новгородской области, а также в ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого». Использованы эмпирические методы анкетирования, апробации экспериментальных программ, проведения контрольных тестов.

Результаты исследований и их обсуждение

Наиболее эффективным из множества направлений физического воспитания является физкультурно-оздоровительная работа. Обладая широким спектром форм и вариантов, она позволяет учесть интересы и возможности самых разных социальных и возрастных групп. Кроме того, здесь уместно сказать о присутствии яркой эмоциональной составляющей, больших коммуникативных возможностей, наличии познавательных и праксеологических потенциалов. Немаловажным фактором является также положительное отношение к спорту и физической культуре у большинства населения страны. В связи с этим психологами отмечено снижение или даже отсутствие влияния стереотипа «воспитательного воздействия», что позволяет привлечь к этой деятельности детей и подростков, у большинства из которых отношение к педагогическим воздействиям устойчиво нигилистическое .

Многочисленные исследования позволили констатировать нарастающую тенденцию ухудшения состояния здоровья детей дошкольного возраста, школьников и студентов. Причем это явление отмечено как в статичных (уровень здоровья школьников в настоящее время по сравнению с таковым 10-20 лет назад), так и динамичных (параметры уровня здоровья в процессе обучения) показателях.

Данные всероссийской диспансеризации, проведенной в 2002 г., показывают, что у населения России в возрасте до 18 лет к практически здоровым (первая группа здоровья) относилось только 32 % обследованных. Группа риска составляла около 52 %. Удельный вес группы с функциональными нарушениями охватывал более 16 % населения в возрасте до 18 лет.

Еще более удручающая статистика получена в исследованиях НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН: лишь 3,3 % учащихся школ и 2,5 % учащихся ПТУ можно отнести к I группе здоровья. Ко II - 37,9 и 34,8 % и к III группе здоровья - 58,8 и 62,7 % соответственно. В процессе обучения в школе количество детей с различными формами патологии увеличивается, а число здоровых детей уменьшается в 4-5 раз.

Отмечено, что самое резкое отрицательное воздействие на здоровье детей происходит при обучении в 5-6 классах средней школы. Причем у многих детей уже к этому возрасту накапливается до 2-3 патологий.

Большие проблемы у юношей и девушек возникают при выборе профессии именно по причине состояния здоровья, так как многие из них имеют ограничения, связанные с характером труда. Особое беспокойство вызывает тот факт, что за последние годы количество лиц молодого возраста, имеющих ограничения по состоянию здоровья увеличилось на треть и в некоторых регионах России достигает уровня 60-80 %.

Всемирная организация здравоохранения дает следующее определение здоровья - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или физических дефектов .

Физическое, или соматическое, здоровье - это показатели роста, развития, параметры текущего состояния функциональных возможностей органов и систем организма.

Под психическим здоровьем понимают состояние психики человека. Для здорового человека характерно чувство душевного комфорта, адекватная регуляция поведения в соответствии с потребностями биологического и социального характера.

Социальное, или нравственное, здоровье связано с духовным миром человека, отношением его к общечеловеческим ценностям, присущим ему нравственным убеждениям, уровнем эстетического развития.

Возникшая в нашей стране ситуация с состоянием здоровья детей и подростков, несомненно, подчеркивает необходимость формирования у детей желания вести здоровый образ жизни. Детерминант поведения может быть много, и они могут быть как внешними, так и внутренними, но не все они могут быть отнесены к мотивам.

Разграничение мотивационных и немотивационных причин, т.е. побуждения и стимула, целесообразно осуществлять и по механизму ответных реакций человека: произвольных и непроизвольных. Под мотивом мы понимаем не любое возникшее в организме побуждение (состояние), а внутреннее осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку.

Мотив можно рассматривать и как намерение. Намерение подчеркивает устремление человека в будущее, его замысел, предположение, готовность что-то сделать, осмысленность принимаемого решения.

Мотивацию, вслед за Е.П. Ильиным, можно рассматривать как процесс формирования мотива, проходящий через определенные стадии и этапы, в таком случае мотив - это продукт данного процесса, т.е. мотивации .

К понятию «мотивация» есть и иные подходы. Так, мотивация может быть понята как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение. Такой подход к пониманию мотивации позволяет выделить внешнюю и внутреннюю мотивацию.

Одним из типов мотивации, необходимых для осуществления человеческого развития, является внутренняя мотивация. Её можно определить как свободное участие в деятельности при отсутствии внешних требований и подкреплений. Различение внутренней и внешней мотивации происходит по критерию награды за осуществляемую активность. При внешней мотивации и сама награда будет внешней по отношению к человеку. Когда же мотивация является внутренней, то вознаграждением за неё является активность сама по себе.

Э. Деси и Р. Риан считают, что внутренне мотивированное поведение базируется на потребности человека быть компетентным и самодетерминированным при взаимодействии со средой . Возможно говорить о самодетерминированности деятельности, если человек осуществляет ее либо из понимания того, что это важно, либо из-за того, что это интересно. Психологическая потребность во взаимосвязи с другими людьми является третьим наряду с потребностями в автономии и самодетерминации типом внутренней мотивации, обеспечивающим оптимальное развитие человека. Внутренняя мотивация деятельности возникает тогда, когда человек получает в ней опыт межличностной поддержки. Возможность удовлетворения потребностей в автономии, компетентности и связи с другими людьми обеспечивает свободу активности и организации. Развитие человека в такой деятельности является способом взаимной актуализации внутренних потенциалов, интересов и объединения знаний, ценностей и регуляторных механизмов, что приводит к их гармонизации.

Можно констатировать факт наличия большого потенциала развития внутренней мотивации к ведению здорового образа жизни у физкультурно-оздоровительной деятельности, а также недостаточно полное использование его в практике школьной и студенческой жизни.

Вместе с тем следует отметить, что физкультурно-оздоровительная деятельность позволяет управлять актуальными и потенциальными ресурсами, является мощным средством включения личности в окультуренную двигательную активность, которая может быть использована как сфера для духовно-ценностной ориентации, образовательного процесса и обретения положительного социального опыта.

Весьма интересным методом физического воспитания является использование игр на занятиях в образовательных дошкольных учреждениях, а также в начальных классах общеобразовательной школы. В рамках проекта «Познавайка» нами разработана система обучающих игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Она включает в себя также и подвижные игры, которые оказывают благотворное влияние на физическое развитие детей. Так, например, в процессе игры «Три царства» дети приседают, подпрыгивают, передвигаются, совершают активные движения руками. Поскольку это происходит в игровой ситуации, физическая нагрузка совершается без перенапряжения и вызывает ощущения радости, удовольствия.

В проекте «Познавайка» предусмотрено обучение детей иностранным языкам (английский, немецкий). В связи с этим игровые команды, вопросы, ответы произносятся на английском (немецком) языке. Понимание смысла услышанного, говорение, выполнение команд, произнесенных на иностранном языке, повышает интерес детей к самому процессу игры. Это в значительной степени облегчает овладение иностранным языком на уровне понимания и говорения.

Мотивация любого характера и направления формируется, прежде всего, из познания окружающего мира и выделения из него желаемых объектов, качеств, ощущений, действий и т.п. Процесс познания неизбежно связан с запоминанием, усвоением и последующим осмыслением полученных знаний, умений и навыков. Ключевым моментом в данном процессе является запоминание, поскольку, образно говоря, забытое - суть потерянное. Разработанный нами метод автокоррекции, на который получен патент Российской Федерации, позволяет запомнить большое количество информации . При использовании этого метода учащиеся работают по индивидуальному маршруту усвоения нового материала, что позволяет избежать психологической и физической перегрузки, испытать радость успеха при овладении новым материалом. Исследования, проведенные в школах Великого Новгорода и Новгородской области, показали, что метод автокоррекции эффективен при освоении различных дисциплин школьной программы. Несомненно, он также может дать положительный эффект и для формирования мотивации к здоровому образу жизни.

В Новгородском государственном университете разработана методика воспитания физических качеств у студентов в форме целенаправленного педагогического процесса, в основу которого положена структура из следующих блоков:

1. Образовательно-развивающий блок. Теоретическая составляющая, позволяющая студентам освоить вопросы, связанные с различными науками о человеке.

2. Оздоровительно-профилактический блок. Студенты получают знания из области медицины о воздействии физических упражнений на организм (энергетика мышечной деятельности, структурные изменения опорно-двигательного аппарата в результате тренировочной нагрузки, изменения сердечно-сосудистой системы).

3. Специально-прикладной блок. Студенты знакомятся с прикладными видами спорта, правилами соревнований, методикой преподавания, осуществляется углубленное изучение методико-биологических основ в различных видах спорта.

Вектор направленности при формировании у студентов мотивации к здоровому образу жизни в первом блоке определен, прежде всего, вопросами о здоровье и болезни, разъяснении механизмов возникновения, развитии и течения болезни, возможности и эффективности профилактических мероприятий.

Очень важным моментом программы является обсуждение вопросов особенностей питания, как одного из социальных и биологических факторов, обеспечивающих жизнедеятельность и здоровье человека. Рассматриваются гигиенические требования к пище, вопросы о калорийности, методики определения оптимальной калорийности суточного рациона.

Особое внимание уделяется вопросам о вредных привычках (курение, алкогольные напитки, наркотические вещества и их пагубное воздействие). Теоретические разделы включают вопросы о химических, физических и биологических факторах риска.

Во втором блоке студенты получают знания из области медицины. Рассматриваются понятия частоты сердечных сокращений (ЧСС), максимального потребления кислорода (МПК), электрокардиограммы (ЭГК), жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ). Даётся возможность проанализировать вопросы профессиональных заболеваний по каждой специальности и мерах по их профилактике.

Проводится ознакомление с методикой составления индивидуальных комплексов лечебной физической культуры (ЛФК) для лиц с ослабленным здоровьем, а также в период реабилитации организма после болезни. Самое широкое применение на этом этапе находят вопросы из области массажа: подготовительный, восстановительный, профилактический и методики их использования как в теории, так и на практике.

Важной составной частью программы являются вопросы о пагубности влияния на организм анаболических стероидов, различного рода стимуляторов.

Теоретическая составляющая третьего блока направлена на ознакомление студентов с прикладными видами спорта, правилами соревнований, методикой преподавания избранных видов спорта и дальнейшее изучение методико-биологических основ физического воспитания и спорта.

Исследования отечественных авторов убедительно доказали, что правильный подбор, системное использование физических упражнений в значительной мере предохраняют от профессиональных заболеваний, морфологических и функциональных нарушений в организме под влиянием специфических условий труда . При правильном, грамотном использовании средств оздоровительной направленности совершенствуются функциональные возможности организма, увеличиваются пластические и энергетические ресурсы организма, в значительной мере усиливается иммунная система.

Заключение

Формирование мотивации к здоровому образу жизни должно начинаться с младенческих лет и продолжаться на протяжении всего процесса обучения. Для этого необходимо использовать различные методики с учетом возрастного статуса, а также уровня физической и психологической подготовленности. И в дошкольном образовательном учреждении, и в средней общеобразовательной школе, и в вузе необходимо постоянно развивать и поддерживать мотивацию личности к физическому самосовершенствованию, заботе о своем здоровье.

Рецензенты:

Певзнер М.Н., д.п.н., профессор, проректор по международной деятельности, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Министерство образования и науки РФ, г. Великий Новгород;

Калашникова М.Б., д.псх.н., зав. кафедрой психологии Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, Министерство образования и науки РФ, г. Великий Новгород.

Работа поступила в редакцию 07.12.2012.

Библиографическая ссылка

Капитонов А.Г., Семчук Н.Н., Николаева Н.И., Орлова Г.А., Архиреева Т.В., Калина Н.В., Волкова В.Н., Сахарова Н.А., Самойленко В.А., Калина В.В. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ как элемента структуры познавательной деятельности // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 11-6. – С. 1373-1377;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30801 (дата обращения: 16.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Обобщение опыта работы классного руководителя Говоровой Е.В. по теме "Формирование положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни и воспитание бережного отношения к своему здоровью" представлено в документе zip.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы классного руководителя.

Тема опыта : «Формирование положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни и воспитание бережного отношения к своему здоровью.»

Актуальность:

Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в Российской школе ставят вопросы о сохранении здоровья школьников.

Дмитрий Анатольевич Медведев утвердил инициативу «Наша новая школа», одно из направлений которой - сохранение и укрепление здоровья школьников.

По словам Геннадия Онищенко, Главного государственного санитарного врача России, сегодняшние школьники проводят в образовательных учреждениях «чрезвычайно много времени» - от 8 часов. Поэтому ценностное отношение детей к своему здоровью не может формироваться без участия педагогов.

Согласно официальной статистике, в настоящее время в нашей стране приверженность граждан здоровому образу жизни чрезвычайно низка. Распространение вредных привычек среди подрастающего поколения и ухудшение состояния здоровья россиян, связанного с несоблюдением основных принципов здорового образа жизни, требуют поиска эффективных мер формирования мотивации здоровьесберегающего поведения. Невозможно подвергнуть сомнению утверждение о том, что здоровье подрастающего поколения определяет уровень развития общества. Оценивая здоровье детей сегодня, мы получаем прогноз благосостояния страны на будущее.

Цели и задачи работы классного руководителя в этом направлении:

Цель:

Формирование положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни.

Задачи:

  1. добиться понимания детьми сущности здоровья и здорового образа жизни;
  2. воспитывать ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;
  3. развивать навыки управления своим здоровьем;
  4. формировать культуру питания;
  5. формировать потребность в занятиях физической культурой и спортом.
  6. популяризация здорового стиля жизни;
  7. повышение уровня осведомленности учащихся о вредном воздействии алкоголя и сигарет на здоровье человека, а также о последствиях, влияющих на здоровье будущего поколения.

Степень новизны состоит:

  1. В конкретизации одного из приоритетных направлений проекта «Наша новая школа» в области сохранения и укрепления здоровья школьников;
  2. В систематизации работы классного руководителя по формированию положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни

Краткое описание опыта:

Работа классного руководителя направлена на формирование положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни и воспитание бережного отношения к своему здоровью. Начало положено в 2009-2010 учебном году, когда классный руководитель Говорова Е.В.приступила к работе с 5 «М» классом и продолжается до сих пор (сейчас ребята в 7 «М» классе)

Само понятие «здоровье» имеет несколько определений. Работа Говоровой Е.В. опирается на самое популярное, и, пожалуй, наиболее емкое определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Используя данную схему, наметила следующие направления деятельности классного руководителя по формированию у детей ценностного отношения к своему здоровью:

  1. Сохранение и улучшение физического здоровья учащихся;
  2. Сохранение психического здоровья детей;
  3. Совершенствование нравственного здоровья учащихся;
  4. Сохранение социального здоровья детей;
  5. Сохранение духовного здоровья подрастающего поколения

Мероприятия по направлениям.

Направления

Мероприятия

Комментарии

Физическое здоровье

Работа ведется совместно с учителем физкультуры, ко многим мероприятиям привлекаем родителей.

Подготовка команды для участия в туристических слетах

В Дневник здоровья класса входят разделы:

  1. Общая характеристика класса;
  2. Фамилии учащихся, работающих левой рукой, с дефектами речи, медлительных, чрезвычайно подвижных
  3. Фамилии детей, имеющих нарушения осанки, хронические заболевания, заболевания нервной системы, нарушения зрения;
  4. Развитие ребенка, где фиксируются рост, вес детей на начало и конец каждого уч. года;
  5. Распределение учащихся по группам здоровья;
  6. Уровень физической подготовленности класса;
  7. Результаты диагностики структуры взаимоотношений в коллективе.

ВСЯ ЭТА ИНФОРМАЦИЯ ДОСТУПНА ТОЛЬКО МЕДИКУ И КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ!

Психическое здоровье

Обеспечение благоприятных психологических условий в классном коллективе:

  1. Мониторинг уровня взаимоотношений учеников друг с другом;
  2. Игры на формирование бесконфликтного общения;
  3. Игры-конкурсы на преодоление внутренних комплексов детей.

В этом направлении необходима совместная работа со школьным психологом. Остановимся же на том, что зависит от классного руководителя

Нравственное здоровье

Работа в этом направлении включает в себя все вышеизложенное, а также:

  1. Организация школьников на участие в различных конкурсах, олимпиадах;
  2. Подготовка волонтерской группы учащихся «Мы выбираем жизнь» и выступление на классных часах в начальной школе;
  3. Проведение разнообразных форм занятий: игр, диспутов, путешествие в будущее и т.д.

Приоритетным направлением воспитания в области ЗОЖ должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья.

Социальное здоровье

  1. Организация встреч с медиками, представителями МВД

(в частности, со школьным инспектором )

  1. Сценки, инсценировки по теме «Профилактика вредных привычек»;
  2. Выставка рисунков по теме «Это не для меня!»;
  3. Работа учащихся над памяткой «Скажи НЕТ!»;
  4. Реализация превентивной программы «Полезные навыки»(по профилактике употребления ПАВ)
  5. Разработка памятки «Здоровым быть здорово!»
  6. Выступление агитбригады по пропаганде ЗОЖ на областном конкурсе в г.Великий Новгород

Духовное здоровье

  1. Посещение Свято-Духова монастыря, поездка в Иверский монастырь;
  2. Активизация детей и их родителей на участие в ежегодном Рождественском марафоне
  3. Сотрудничество с краеведческим музеем

(посещение выставок, экспозиций)

Духовное здоровье- система ценностей и убеждений, это состояние, характеризующее человека как личность, способную развивать свои умения и навыки.

Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров!

Практическая значимость . Материалы представленной работы могут быть использованы педагогами, классными руководителями и родителями

Эффективность работы:

(информация получена в результате анонимного анкетирования учащихся и их родителей)

  1. информированы о факторах, формирующих здоровье: 2009-2010 год - 78,3%, 2010-2011- 80% , 2011-2012 - 94,1%;
  2. информированы о вреде табакокурения, энергетических напитков, пива, алкоголя, токсикомании, наркомании: 2009-2010 год - 84,5 %, 2010-2011 - 89% , 2011-2012- 97%
  3. участвуют в мероприятиях по здоровому образу жизни: 2009-2010 год - 49%, 2010-2011 - 65%, 2011-2012 - 76% .
  1. занимаются утренней гимнастикой (по информации от родителей) : 2009-2010 год - 16,7%, 2010-2011 - 23%, 2011-2012 -31%
  2. закаливаются: 2009-2010 год - 8,4%, 2010-2011 - 11%, 2011-2012- 15,0%.
  3. регулярно участвуют в спортивных соревнованиях: 2009-2010 год - 60,1%, 2010-2011- 73%, 2011-2012 - 83,9%;
  4. исключили из рациона питания газированные напитки, чипсы(по информации от родителей): 2009-2010 год - 1,2 %, 2010-2011 - 6,6%;

2011-2012- 12% учащихся класса

Ожидаемый результат:

  1. Повышение у учащихся приоритета здорового образа жизни;
  1. Осознание школьниками негативного влияния на здоровье вредных привычек;
  1. Рост уровня физического развития и физической подготовленности учащихся;
  1. Снижение заболеваемости детей, в особенности так называемыми «школьными « болезнями (нарушение зрения, нарушение осанки и т.п.)
  1. Результативность:

1. Систематическая работа по формированию положительной мотивации к здоровому образу жизни учащихся вверенного мне класса началась в 2009-2010 уч.году.

Сейчас ребята учатся уже в 7 классе, и можно говорить о том, что количество пропусков учебных занятий по болезни уменьшилось, так как дети начали бережнее относиться к своему здоровью.

2.Уменьшилось количество пропусков уроков по болезни

3.Охват учащихся физкультурно- спортивной работой

Теоретическая база:

  1. Баль Л.В., Барканов С.В. Формирования здорового образа жизни российских подростков. М., 2003.
  2. Бойко А. Здоровые тесты. М., 2003.
  3. Васильев В. Здоровье и стресс. М., 1992.
  4. Гузиков Б.М., Мейроян А.А. Что губит нас… О проблеме алкоголизма, наркомании и табакокурения. М., 1990.
  5. Классному руководителю. М., 1999.
  6. Лоранский Д.Н., Лукьянов В.С. Азбука здоровья: Книга для молодежи. М., 1990.
  7. Мороз О.П. Группа риска. М., 1990.
  8. Педагогика здоровья. М., 1990.
  9. Рогов Е.И.Психология человека: Книга для школьников. М., 1999.
  10. Рожков М. И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2000

11. Торохова Е.И. Валеология: Словарь. М.:М.: Флинта.Наука.1999.

12.Справочник классного руководителя № 9.2007/статья Р.В.Бабенко «Оформление документации классного руководителя»

Справочник классного руководителя № 9.2007/статья Р.В.Бабенко «Оформление документации классного руководителя»